лова гражданин, гражданка (от древнерусского - град) означают: жителей больших и малых городов и их пригородов (посадов); членов общины или народа, состоящего под одним общим управлением. Сегодня это уже конечно каждый житель Российской Федерации, имеющий паспорт гражданина, (кроме малолетних, недееспособных или временно ограниченных в гражданских правах по суду), из составляющих население деревень, посёлков, районов, краёв, республик и государства в целом.
К вопросу о роли гражданского общества в модернизации системы государственного управления
Гражданское общество по определению представляет сферу правовых отношений граждан между собой и их отношения с государственными органами власти и всевозможными частными и общественными организациями и объединениями. Мерилом этих взаимоотношений являются: законы либо постановления высшей власти, выступающие в качестве предела, поставленного свободе воли и действиям граждан страны (или же неминуемого традиционного начала, основания, правила игры).
С явным одобрением встречена общественностью инициатива президента Путина В.В. по длительному обсуждению целесообразности создания Общественной Палаты, успешно закончившееся её образованием в 2006 году. Однако результативность работы первого состава Общественной Палаты пока оставляет желать лучшего, что по-видимому объясняется нестыковкой интересов и взглядов «особо заслуженных» общественных деятелей с интересами и взглядами простых граждан страны.
В действующей Конституции Российской Федерации, как основополагающем фундаменте законодательства, в качестве основных элементов гражданского общества выступают: - Человек с его правами и свободами, которые признаются высшей ценностью, а в обязанность государства соответственно вменяются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2); - Народ, весь многонациональный народ России, который провозглашается носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Суверенитет этот осуществляется народом непосредственно, когда таковым проявлением власти народа становятся результаты референдумов и свободных выборов (статья 3). - Терминам гражданин и гражданство полностью посвящена (статья 6), а общественные объединения упоминаются начиная со статьи (13 части 4-5).
Полное одобрение заслуживает начало статьи 2, в котором формально человек, его права и свободы признаются высшей ценностью общества. А вот признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина вменяются в обязанности только государства и ни слова об обществе. Статья 3 часть1 провозглашает, что носителем суверенитета (т.е.верховных прав и независимости в оценке проводимой политики) и единственным источником власти (т.е. её содержания и формы существования) в Российской Федерации является её многонациональный (читай: и многострадальный) народ, который терпит, кормит и содержит весь властный аппарат. Употреблённое же сочетание слов: «источник власти» – здесь не только не имеет смысла, а полностью его искажает. Использование же немецкого термина суверенитет (верховные права, независимость) только подчёркивает вопиющее несоответствие заявленных в статье 2 прав и свобод человека в РФ реальным фактам повсеместного их попраниия власть имущими в центре и на местах. Всё встаёт на свои места, если в содержание этого пункта ввести вставку: «Носителем суверенитета и единственным источником содержания и формы существования власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Грозными последствиями в стране, за последние восемнадцать лет, стало катастрофическое падение сначала материального уровня жизни населения, а затем его духовности и жизнестойкости (как до, так и после принятия действующей конституции). Время минимальной корректировки конституции назрело и его откладывать уже просто нельзя.
В качестве следующего реального шага в становлении и укреплении позиций гражданского общества в Российской Федерации необходимо признать назревшей необходимость минимальной корректировки некоторых статей Конституции Российской федерации, входящих в первый и второй разделы. Целью и задачами предлагаемой корректировки являются: реальное укрепление провозглашённых уровней демократических прав и свобод путём гармоничного уравновешивания провозглашаемых конституцией прав и свобод соответствующими обязанностями и неукоснительной ответственностью. В части 2 статьи 6 очень точно записано «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности… (сделать вставку: … и ответственности…), …предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Часть 1 статьи 7 «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, (целесообразно дополнить фразой: …его умственных, духовных и физических способностей). Соответственно в части 1 статьи 8 «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка…(сделать вставку:добросовестной) конкуренции и свобода…(добавить:формы законопослушной) экономической деятельности». Часть 1 статьи 9 дать в редакции: «Земля и другие (возобновляемые) природные ресурсы (охраняются, используются и восстанавливаются вновь) в Российской Федерации (в полном объёме) как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Дополнить: Не возобновляемые ресурсы подлежат обязательной глубокой переработке и рекультивации». Добавить в статью 9 части 3-5 в следующей редакции: 3«Права пользования, владения и распоряжения земельным участком налагают на владельцев ответственность: за сохранение и преумножение плодородия земли, качества древесины лесных угодий, чистоты и здоровья водных ресурсов, воздушного бассейна, лугов и пастбищ». Часть 4: «Недопустим отвод земельных участков под полигоны промышленных и бытовых отходов без их предварительного разделения на органические и неорганические составляющие с последующей обязательной утилизацией и переработкой. Уровень вредных, ядовитых и отравляющих веществ после переработки и нейтрализации не должен превышать значений предельно допустимых концентраций». Часть 5: «Вся товарная продукция, получаемая в регионах с использованием земли и её недр, облагается местным сбором. Размер этого сбора составляет до 50% от нормы прибыли при использовании возобновляемых природных ресурсов и, соответственно, до 75% для не возобновляемых природных ресурсов. Оговоренные местные сборы идут в бюджет региона для целевого использования на социальные нужды местного населения и развитие инфраструктуры».
По статье 15 части 1-4 большое опасение и сомнение вызывает последняя фраза:
«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».Эта
фраза открыто противоречит концовке пункта 1, в которой указано что: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Не вызывает сомнений, что за прошедшие более 10 лет эта «поправка» вполне могла быть использована для легализации противозаконных материальных потерь России, исчисляемых триллионами долларов. По мнению автора выше приведенная концовка части 4 статьи 15 несомненно должна безоговорочно предусматривать: обязательное денонсирование таких международных договоров с полным обязательным восполнением нанесённого ущерба.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других людей (лиц). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивают правосудие. Все изменения и поправки в действующей Конституции от 12 декабря 1993 г были введены в действие Указами Президента РФ от 19 января и 10 февраля 1996 г, 9 июня 2001 и 25 июня 2003 г. Глава 9 Конституции статьями 134 – 136 не оправдано жёстко регламентирует правила внесения конституционных поправок и дополнений в Федеральном Собрании, что практически сводит к нулю вероятность расширения уровня прав граждан при узаконенной полной безответственности власть предержащих.
Полностью разделяя, поддерживая и принимая демократическое содержание и незыблемость самой идеи действующей Конституции РФ, рядовой гражданин при этом может задать ряд серьёзных вопросов по тексту глав 1 – 2, касающихся самих основ конституционного строя. Прежде всего права и свободы человека, как гражданина, живущего в условиях окружающего его мира, просто не могут быть реализованы без каких-либо обязанностей и ответственностей. Так, например, в целях согласования уровня прав и свобод, улучшения их восприятия и гармонизации жизни в современных условиях, необходимо текст статьи 17 после части 3 дополнить частью 4 «Права и свободы человека и гражданина в РФ должны уравновешиваться, соответственно, его обязанностями и ответственностью. При этом тяжесть его юридической ответственности растёт вместе с уровнем прав и свобод по занимаемой государственной или общественной должности». И соответственно частью 5 «Законы государства должны гарантировать неотвратимость персонального наказания виновных за нарушение ими прав и свобод других граждан в РФ. Тяжесть содеянного растёт вместе с уровнем прав и свобод виновных, как отягчающего обстоятельства». И, соответственно, в название главы 2: «ПРАВА И СВОБОДЫ…внести дополнение…ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ…далее по тексту.
Злую шутку с разработчиками действующей Конституции РФ сыграла статья под номером 13 часть 2:«Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Эта фраза настолько анекдотична и бессмысленна, что противоречит в таком виде не только всем другим пунктам этой статьи, но и самой себе. Ведь термин идеология означает систему взглядов, идей характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество и государство в целом. Это есть главная мысль, понятие и суть представления, отражающие действительность в сознании человека и выражающие его отношение к окружающему миру. И в конечном счёте без идеологии просто невозможно управление в принципе. Допущенная более десяти лет назад разработчиками нелепость текста части 2 в статье 13 может быть легко исправлена через обязательное дополнение его фразой: «… кроме этических принципов и моральных норм, которые являются основой жизнедеятельности любого государства», что кардинально восстанавливает истинный смысл. Не меньшее недоумение вызывает текст статьи 75, посвящённой целиком лишь перечню основных функций Центробанка, но попавшей вдруг в главу 3 Федеральное устройство первого раздела Конституции РФ. Попытка втиснуть в её 4 части: рассмотрение денежной эмиссии, устойчивости рубля, налоговой системы и государственных займов может только приветствоваться. Однако, здесь вообще «упущены» такие основополагающие вопросы государственного устройства как сама банковская система и система ценообразования. Но главная «промашка» состоит в том, что «якобы забыли предусмотреть» безусловно государственную форму собственности главного банка страны. В статью 75 часть 1 необходимо ввести вставку после слов «…Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации… вставка: как государственным органом власти, не подлежащем приватизации…», далее по тексту. Важность и весомость затронутой темы требует её серьёзного развития с возможным выделением в самостоятельную главу Раздела Первого Конституции РФ.
Более того, в самой Конституции РФ вообще не предусмотрен механизм прямого участия рядовых граждан в обсуждении и дополнении вышеуказанных глав и статей Конституции с 1 по 64, что уже противоречит самому провозглашаемому ею духу (смотри статьи 1- 4, 7, 9,17 и другие). Прямая и обратная связи совершенно необходимы не только по этому конкретному вопросу, но конечно и по многим другим важнейшим проблемам, стоящим перед Президентом РФ и его Правительством. Естественно, что такие представители многонационального народа РФ должны быть не только практического склада ума, но и безусловно ставить этические принципы и моральные нормы в качестве главных приоритетов собственной жизни и жизненности нашего Отечества - Российской Федерации в целом. Соблюдение этого условия является не только залогом, но и гарантом согласованной и продуктивной работы специалистов самых разных направлений знаний, квалификации и практического стажа работ. Есть надежда , что члены Общественной Палаты при Президенте РФ, Комитета по конституционному законодательству, Совета Федерации, Общественные Объединения и Собрания и просто неравнодушные читатели по достоинству оценят значимость и практическую полезность высказанных предложений и замечаний.
Помимо выше изложенных предложений , замечаний и принципиальных поправок по
главам 1 и 2, есть ещё несколько более мелких, но тем не менее достаточно значимых:
Статья 19 пункт 3 «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы, равные возможности для их реализации (добавить: и равную ответственность)».
Статья 20 часть 1 «Каждый имеет право на жизнь … (добавить: и свободу выбора)».
Статья 22 часть 1 «Каждый имеет право на свободу (добавить: волеизъявления)далее по тексту.
Статья 29 часть 1 «Каждому гарантируется свобода мысли…(добавить: , слова и выбора.»)
Статья 37 пункт 2 « принудительный труд …(добавить: и любые другие формы эксплуатации запрещены)». Та же статья часть 3: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было… ( добавить: …формы паразитирования или дискриминации…»). Далее по тексту.
Статья 62 часть 2 «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей…(добавить: и
ответственности…) далее по тексту.
© Перфильев Александр Николаевич
Перейти к оглавлению раздела |