последнее время очень много вопросов на сайте задают о венчании. В основном посетителей интересует влияние венчания на прочность брака и тонкости, связанные с расторжением венчаного брака. Данная статья поможет прояснить большинство подобных вопросов.
Венчание
История таинства венчания
В подзаголовке намеренно использован термин «таинство», поскольку именно так предпочитают называть эту церемонию священники.
Если углубиться в терминологию, то можно отметить, что обрядом называют обычно выполнение одним человеком (священником, знахарем, целителем) некоторой последовательности действий, связанных с обращением к Высшим Сущностям (Богу, богам, ангелам, стихиям и т.д.) для достижения определенной цели.
Церемония – все то же самое, однако в церемонии участвует не один человек (священник, знахарь, целитель), а группа лиц. Второе – церемония выполняется в особом месте (храме, капище) в непосредственной близости от алтаря. Применительно к таинству венчания, неправильно называть это обрядом. Венчание – это церемония.
В православии правила выполнения таинств и богослужений называют чинопоследованием. В православном катехизисе (сборник правил) дается следующее определение таинства венчания:
«Брак - есть Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.»
Больше никаких объяснений необходимости выполнения таинства венчания в катехизисе не приводится. Более того, совершенно неясна фраза «к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Ребенка ведь все равно надо крестить после рождения. Или в случае венчания родителей ребенок уже благословлен? Как-то не совсем понятно.
В Ветхом Завете отсутствуют какие-либо указания на необходимость выполнения особых обрядов или церемоний при вступлении в брак. Сказано буквально следующее:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» (Быт. 1:28)
И еще: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.» (Быт. 2:24)
Одним словом, в ветхозаветные времена брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет "сынами брачными", а евангелист Иоанн - "друзьями жениха". Невеста являлась на брак в сопровождении женщин. Еще позднее, уже в ходе некой церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожеланиями от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: "Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян".
Прочитывался брачный контракт вслух в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста - девица), либо о землю (если невеста - вдова). В этой связи довольно странно, согласитесь, выглядит современный обычай колотить брачные фужеры об пол... Именно поэтому в статье про порчу на свадьбе разбитие фужеров об землю (пол) выделено как ошибочное и (и более того) пагубное действо.
Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.
Новозаветная Церковь с первых веков подчеркивала святость брака, как богоустановленного союза мужчины и женщины. "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует" (Климент Александрийский). В 398 году н.э. IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь.
Чинопоследование венчания в Русской Церкви
Изложение последования венчания в Русской Церкви до ХIV века не сохранилось.
В XIV веке таинство совершали исключительно мирские священники. Интересной особенностью совершения таинства в описываемый период было то, что жених и невеста сами обменивались кольцами, а слова "обручается раб Божий..." священником не произносились. Кроме того, не было таких составляющих современного чина венчания, как следующая молитва (приводится в сокращении):
«Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену, и ходатайством водоношения обручити Ревекку открывый: сам Благослови обручение рабов твоих, сего (имярек), и сея (имярек), и утверди еже у них глаголанное слово…»
Непонятно, зачем в молитве, читаемой в наше время, приводятся ссылки на ветхозаветных Исаака и Ревекку, во времена которых никаких особых обрядов для сочетающихся браком не было. Про Исаака и Ревекку можно бы объяснить и подробнее, если кому интересно. В Библии историю их знакомства можно прочитать самостоятельно - Бытие, глава 24:
1 Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.
2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое
3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
4 но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?
6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;
7 Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему дам сию землю", - Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда;
8 если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда.
9 И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в сем.
10 И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора,
11 и остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать,
12 и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли [ее] сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом;
13 вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду;
14 и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим.
15 Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее;
16 девица [была] прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.
17 И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.
18 Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.
19 И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются.
20 И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его.
21 Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет.
22 Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять [сиклей] золота;
23 И сказал: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?
24 Она сказала ему: я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору.
25 И еще сказала ему: у нас много соломы и корму, и [есть] место для ночлега.
26 И преклонился человек тот и поклонился Господу,
27 и сказал: благословен Господь Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.
28 Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.
29 У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.
30 И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника;
31 и сказал: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов.
32 И вошел человек. [Лаван] расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам, и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним;
33 и предложена была ему пища; но он сказал: не стану есть, доколе не скажу дела своего. И сказали: говори.
34 Он сказал: я раб Авраамов;
35 Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов;
36 Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему сына, которому он отдал все, что у него;
37 и взял с меня клятву господин мой, сказав: не бери жены сыну моему из дочерей Хананеев, в земле которых я живу,
38 а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь жену сыну моему.
39 Я сказал господину моему: может быть, не пойдет женщина со мною.
40 Он сказал мне: Господь, пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего;
41 тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей.
42 И пришел я ныне к источнику, и сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю,
43 то вот, я стою у источника воды, и девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего,
44 и которая скажет мне: "и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю" - вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего.
45 Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику и почерпнула; и я сказал ей: напой меня.
46 Она тотчас спустила с себя кувшин свой и сказала: пей, и верблюдов твоих я напою. И я пил, и верблюдов она напоила.
47 Я спросил ее и сказал: чья ты дочь? Она сказала: дочь Вафуила, сына Нахорова, которого родила ему Милка. И дал я серьги ей и запястья на руки ее.
48 И преклонился я и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его.
49 И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево.
50 И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: от Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго;
51 вот Ревекка пред тобою; возьми и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь.
52 Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли.
53 И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки.
54 И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: отпустите меня к господину моему.
55 Но брат ее и мать ее сказали: пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь.
56 Он сказал им: не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой; отпустите меня, и я пойду к господину моему.
57 Они сказали: призовем девицу и спросим, что она скажет.
58 И призвали Ревекку и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду.
59 И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраамова, и людей его.
60 И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!
61 И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел.
62 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной.
63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.
64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.
65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
66 Раб же сказал Исааку все, что сделал.
67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в [печали] по матери своей.
Непонятно, что в этой истории столь романтичного, чтобы включать ссылку на Исаака и Ревекку в таинство православного венчания. Сам Исаак, как видно из приведенной главы, палец о палец не ударил, чтобы найти свою Ревекку. Жену ему выбрал раб его отца, Авраама. В молитве таинства говорится "отроку Патриарха Авраама". Но из текста Библии-то понятно, что это никакой не отрок (парень, молодой человек), а буквально - раб. Исаака даже и не спрашивали ни о чем. Ревекка в первую очередь приглянулась рабу Авраама, который счел ее вполне подходящей женой для сына своего хозяина Авраама. Единственное, что сделал сам Исаак - ввел ее в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою. Вот и весь обряд.
Мало того, если читать первоисточник (Библию) дальше, то в главе 25 обнаружится, что Ревекка оказалась поначалу вообще бесплодной (!). Потом же, родив близнецов Исава и Иакова, устроила между собственными сыновьями соревнование за первородство и наследство, применяя совершенно жульнические трюки с переодеванием (глава 27). Именно на этих Исаака и Ревекку ссылается священник, выполняя таинство венчания.
До XIV века не было также вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в брак, и чтения Апостола и Евангелия.
В XV веке чин обручения пополняется обычаем троекратного благословения жениха и невесты горящими свечами.
В XVI веке таинство брака совершалось после прохождения нескольких церковно-административных этапов: во-первых, жених и невеста обращались к епископу с просьбой благословить их брак; во-вторых, архиерей выдавал им указ ("знамение", "венечная память") на имя приходского священника с указанием тому совершить "обыск" (проверку). Так выявлялось, нет ли канонических препятствий к браку: "чтобы (брачующиеся) ни в кумовстве, ни в сватовстве, ни в роду, ни в племени не поималися" (Стоглав). В 1765 году императрица Екатерина II издала указ, по которому "венечные памяти" были отменены.
В описываемый период вошел в обычай семейный сговор, оканчивавшийся в доме жениха молитвой священника "жениху по невесту ехать". В доме невесты, куда жених приезжал также в сопровождении священника, последний читал ряд особых молитв (часть из которых входит теперь в последование второбрачных). Затем родители благословляли жениха и невесту, и все ехали в церковь, где совершалось последование венчания. Вопроса о добровольном согласии в чине венчания не было.
В XVII веке браки сопровождались заключением договора - "заряда", предписывающего выплату денежной компенсации в случае расторжения брака.
В первой половине XVIII века обручение и венчание, составляющие две части таинства, совершались разновременно: в соответствии с указом Петра Первого, изданном в 1702 году, промежуток между ними составлял шесть недель. Этим же указом император отменял "зарядные записи". В России в Синодальный период таинство венчания мог совершать только приходской священник жениха или невесты.
В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии.
С 1802 года на венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт браковенчания.
Для чего приводится история формирования чинопоследования? Для того, чтобы читатель понял, что все последование таинства венчания – не данное Богом изначально, а попросту придуманное людьми и утвержденное Собором в процессе становления на Руси христианской Церкви.
Церковно-канонические препятствия к Браку
Православной Церковью определены причины, по которым таинство венчания совершаться не может. Они следующие:
Не допускается вступление в брак более трех раз. Понятное дело, что в настоящее время никто за этим не следит. Очень сомнительно, что священник станет справляться у брачующихся о том, какой по счету предполагается венчать брак.
Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой). Это тоже в наше время не соблюдается. Как может священник без совершения «обыска» установить степень родства идущих под венец?
Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами. И это тоже невозможно проверить. У человека разве на лбу написано, атеист он или верующий?
Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием. И это условие тоже трудно соблюсти. В прежние времена в храмах по крайней мере велись особые книги, куда записывали всех окрещаемых. Как современный священник может определить, крещены ли обращающиеся по поводу венчания?
Не венчают брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак - гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак. Для венчания необходимо представить свидетельство о браке, выданное отделом ЗАГС. Что делать с церковным – непонятно. Если человек честно признается, что он был венчан, то понадобится разрешение на повторный брак. При этом венчание будет выполнено особым чином, для второбрачных. А если не признается? Будет ли такое венчание действительным? Вопрос...
Препятствием к совершению браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками. Вот это мало кто знает, кстати. Т.е. не будут венчать мужчину и женщину, если до этого они крестили одного ребенка (если, конечно, они в этом признаются). Не станут также венчать крестного и крестника.
Не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Ну, это по крайней мере понятно и в большинстве случаев проверяемо. По внешнему виду хотя бы.
Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения. Здесь тоже все понятно и легко контролируется.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными условиями как для гражданского, так и церковного брака.
Отсутствие родительского благословения на венчание в случае совершеннолетия жениха и невесты в настоящее время не является препятствием для венчания. Полезность этой оговорки, на мой взгляд, довольно спорная. Понятно, почему эта оговорка была введена. Для того, чтобы родители-коммунисты-атеисты не препятствовали молодежи вернуться в храмы.
Дни, когда таинство венчания не совершается
Существуют ограничения по датам. По канонам венчание не совершается:
В течение всех четырех многодневных постов - Великого, Петровского, Успенского и Рождественского.
Во время Сырной седмицы (Масленицы) начиная с недели мясопустной и в неделю сыропустную.
На Светлой (Пасхальной) Седмице.
В период Святок: от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января);
Накануне двунадесятых и великих праздников.
По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года.
Накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября;
Накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября;
Накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить таинство.
На православных сайтах указано, что исключение из этих правил может быть сделано только по благословению правящего архиерея, и то при наличии чрезвычайных обстоятельств. Надо заметить, что в настоящее время все эти ограничения редко выполняются. Если следовать приведенным ограничениям, то для венчания останется всего около ста дней в году из 365.
В городах ограничения по датам уж точно почти никогда не соблюдаются, поскольку желающих обвенчаться немало. И если день бракосочетания назначен на субботу, то вряд ли брачующимся понравится идти под венец на следующий день после ЗАГСа, в воскресенье.
Об ограничениях на выполнение венчания можно сделать такой вывод: их существует немалое количество, но фактически никто за этими ограничениями не следит и мало кто выполняет.
Расторжение церковного брака
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.»
Вот так. В принципе, все сказано предельно четко. Поэтому удивляют многочисленные вопросы на сайте, связанные с развенчанием. Если подобное спрашивает человек воцерковленный, вот ему ответ (выше). Единственным весомым поводом для развода Христос считал только прелюбодеяние.
Вопрос на сайте: "Подскажите пожалуйста - если человек был венчан, но уже 10 лет официально разведен и не живет с бывшей женой, существует какой-то обряд развенчания или просто достаточно получить благословение на следующее венчание? Может ли это создавать препятствия для создания новой семьи. Все батюшки говорят по-разному!... Второй вопрос - вчера в церкви мама моего мужчины разговорилась с одной женщиной, которая там служит. И та сказала ей, чтобы я добавила чуть-чуть в вино свою менстр. кровь, и якобы тогда приворот бывшей жены не будет действовать, и мы благополучно поженимся…"
Нет никакого обряда развенчания, и никогда не было. Венчание не подлежит отмене. Максимум, чего можно добиться - разрешение архиерея (правящего епископа) на новый брак. При этом разрешение на повторный брак факт венчания в первом браке не отменяет. По логике все батюшки должны говорить именно это. В настоящее время за хорошие деньги некоторые священники могут пойти даже на выполнение каких-то "обрядов развенчания". Но надо понимать, что все это - балаган, таких обрядов не существует.
Женщина, которая работает при храме и подучивает добавить в вино кровь... Это называется черная магия. Непонятно, как это сочетается с работой при храме. Впрочем, мы уже писали о том, что при храмах часто подвизаются ведьмовки, которые не гнушаются использовать для поделов и сам храм, и церковную службу. В том числе: химичат со свечами, делая сбросы; выполняют заказные нападения, используя обряд отпевания; подучивают прихожан выполнению нападений и т.д. Утверждение, что ваша кровь (добавленная в пищу мужчине) отменит действие приворота бывшей жены - наглое вранье. Это такая же приворотная порча, как и многие другие способы.
Надо еще заметить, что православной Церковью допускается не больше трех браков. Правда не совсем ясно, как это предполагается проверять.
В Евангелии указана только одна причина, которая является достаточным основанием для развода – прелюбодеяние. «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» (Матф. 5:32)
При этом стоит отметить, что о таинстве венчания в Новом Завете тоже нет ни слова. В данном случае под разводом подразумевается просто дальнейшее раздельное проживание, ничего более.
Перечень современных мотивов для церковного развода достаточно широк. Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" называет следующие:
1. Прелюбодеяние одной из сторон.
2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
3. Отпадение супруга или супруги от православия.
4. Противоестественные пороки. (Совершенно непонятно, кстати, что конкретно имеется в виду).
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
6. Заболевание проказой или сифилисом.
7. Длительное безвестное отсутствие.
8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
10. Снохачество или сводничество.
11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
13. Злонамеренное оставление одного супруга другим.
Архиерейским собором в августе 2000 года добавлены к перечисленным еще и следующие причины:
14. Заболевание СПИДом.
15. Засвидетельствованные медицинской комиссией хронический алкоголизм или наркомания.
16. Совершение женой аборта при несогласии мужа.
Таким образом, для того, чтобы получить разрешение архиерея на повторный брак супруг (после 2000 г.) может просто принести справку о том, что его вторая половина: больной на голову, алкаш, наркоман, импотент, сводник, прелюбодей, ЗК, сифитилитик… или просто делся непонятно куда. Приложенное к справке свидетельство о разводе составит полный комплект необходимой документации. Читатель, вероятно, заметил, некоторое ехидство. Ну так, если само таинство венчания придумано и утверждено людьми (священниками или Архиерейскими Соборами), то логично, что и причины его отмены будут придумывать и расширять люди (священники или Архиерейские Соборы).
Чинопоследование таинства венчания
Чин складывается из двух частей - обручения и венчания. В разъяснениях священников это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих таинство к его второй тайносовершительной части. Раньше, в петровские времена сначала было обручение, потом шесть недель на "проверку чувств и обстоятельств", а уж потом - венчание.
Последование обручения
Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Перед венчанием кольца передаются священнику для освящения, выполняемого во время Литургии. Когда-то давно было принято, что одно кольцо должно быть золотым, а другое - серебряным. Золотое кольцо как бы символизирует своим блеском Солнце, серебряное - подобие Луны. Сейчас, понятное дело, никто на это не обращает внимания. Но хочется спросить: если когда-то было именно так установлено, то почему не соблюдается? Или таинство – есть нечто, что можно непрерывно модифицировать «по ходу жизни»?...
Затем священник двумя зажженными (венчальными) свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся (вот уж точно "пережиток прошлого" - целомудрие), трижды благословляет их и дает свечи им в руки. Если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз, свечи им не даются. Если только один вступает в повторный брак, то обычно венчальные свечи дают.
Священник совершает перед брачующимися каждение, после этого начинаются молитвословия. Затем священник, взяв сперва золотое кольцо, произносит трижды: "Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки. Затем берет серебряное кольцо и крестит главу невесты трижды, произнося: "Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)" и надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.
Как выкручиваются современные священники с двумя золотыми кольцами - доподлинно неизвестно. Ну как-то, наверное, выкручиваются. Хотя в катехизисе этого нет. Т.е. опять - на усмотрение священника.
Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь, жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После этого серебряное кольцо остается у жениха, а золотое - у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух.
Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньейс добавлением прошения об обрученных.
Последование венчания
Жених и невеста, держа в руках зажженные венчальные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый или розовый плат. Особый венчальный плат покупается заранее в церковной лавке. Крест, Евангелие и венцы лежат тут же, на аналое. Затем священник спрашивает жениха и невесту, добровольно ли они соединяются, и нет ли препятствий к браку.
Все это (и троекратный обмен кольцами) и вопросы священника, согласитесь, выглядят более чем странно, имея в виду, что до таинства невеста и жених уже надевали друг другу на пальцы эти самые кольца в ЗАГСе. Более того, у жениха в кармане пиджака (или у свидетеля в борсетке) лежит свидетельство о браке, которое, собственно говоря, тоже дается только при условиях свободного вступления в брак и при отсутствии препятствий к этому.
После ектеньи и молитв священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя. Это может быть совершено как один, так и три раза (существует разные традиции, так как в требнике четко не указано, сколько раз нужно повторять это действие). Венчая жениха, священник произносит:"Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Вот опять непонятно, почему же в требнике не указано? А если священнику нравится число «5» (к примеру) и он сделает это столько раз, сколько лично ему нравится, таинство будет действительно? Ничего не будет разве нарушено? Разве таинство не подразумевает четкого выполнения последовательности действий?
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: "Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением.
Венцы, надеваемые на головы жениха и невесты, имеют (по объяснениям священников) три символических значения:
1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле - царем и царицей.
2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.
Не хочется, честно, говоря, никак комментировать, особенно про "мученичество супругов". Любит у нас церковь мученичество в любых проявлениях... Оставим в покое сами венцы, обратив внимание на то, следует ли их возлагать на головы жениха и невесты либо держать над головой. Тут мнения (даже самих священников) расходятся кардинально. По одним данным венцы должны быть возложены на головы, по другим – ни в коем случае (!), их должны держать на весу свидетели. Надо заметить, что, скорее всего, правильным является как раз возложение венцов, а не удерживание их (довольно тяжелых) над головами в течение получаса как минимум. Может быть, удерживание венцов на весу объясняется просто невозможностью «подогнать» венцы под всякую голову? Представьте себе невесту с маленькой головой, на которой венец будет болтаться на ушах. Т.е. мы опять видим пример адаптации к реалиям современности.
Далее священник произносит прокимен: "Положил еси на главaх их венцы, от кaменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им". И Стих: "Яко дaси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим". Затем читается фрагмент Апостола (Еф. 5; 20-33), Евангелия от Иоанна (Ин. 2; 1-11), молитвы.
Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении "сочетающимся ко общению Брака". Священник, осенив чашу крестным знaмением, троекратно подает ее сначала жениху, потом - невесте. Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. В это время хор поет тропари. После этого священник снимает с супругов венцы. Затем новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери, и наоборот. Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.
Послесловие
Итак, что нам удалось выяснить о таинстве венчания.
Церемония не имеет никакого отношения ни к Ветхому, ни к Новому Заветам. Нет вообще никаких данных в первоисточниках о брачном венчании. Чинопоследование венчания непрерывно изменялось и уточнялось с XI по XIX века включительно. И (мало того) продолжает изменяться. Основой утверждения тех или иных изменений служили Соборные установления и (скорее всего) личные предпочтения и мнения авторитетных церковных иерархов и государей Всея Руси.
Таинство венчания не имеет абсолютно четкого распорядка и незыблемых правил. Более того, любой священник может кое-что изменять в чинопоследовании на свое усмотрение. Например, он может перекрестить жениха и невесту венцом один, три (и даже более) раз. Так, как лично он считает правильным, катехизис не возбраняет. Священник по канонам не должен венчать несколько пар одновременно или последовательно в один день, но он может это сделать - на свое усмотрение.
Возлагать ли венцы на головы жениха и невесты, либо заставить свидетелей вплоть до обморока (лично наблюдал подобное, свидетель уронил венец) держать их на весу над головами венчающихся - тоже во власти конкретного священника. И это разве правильно?
Таинство венчания может выполняться священниками без учета запрещенных к выполнению этой церемонии дней. И это не соблюдается уже повсеместно – венчают и по субботам, и в посты, и на Пасху, и на Масленицу. Зачем тогда, спрашивается, правила, если выполнение их необязательно? Получается, что чинопоследование таинства венчания сформировалось еще не окончательно, и проходит постепенную адаптацию к современности?
Существует множество запретов на венчание, проверить которые перед таинством нет никакой возможности. Например, как священник может узнать, вменяема и здорова ли записывающаяся на венчание пара? Требовать справку из ПНД и КВД? Как узнать, не атеист ли один из брачующихся? Крещен ли он, не исповедует ли другую религию? Просто спросить? Так молодежь, усматривающая в венчании просто красивое действо, и соврет не задумавшись. Конечно, многие скажут: так ведь это их дело, надо священнику правду говорить. Для того перед венчанием предусмотрена исповедь и причастие. Так и это в наше время тоже необязательно. Многие венчаные подтвердят – ходили ли они перед венчанием на исповедь и причастие?
На венчание практически во всех храмах существует явный или неявный прейскурант. Чем популярнее храм, тем серьезнее прайс-лист. Мало того, существуют и «дополнительные опции»: с хором (без хора), со звоном (без звона), с фото-видео (без съемки) и т.д. И любая "опция" - мягко говоря, небесплатна. Если пара желает венчаться в тиши и покое и готова раскошелиться, храм (подобно какому-нибудь кафе) даже закроют на «спецобслуживание».
Вы считаете все перечисленное правильным? Возникает резонный вопрос: а какова вообще благодатная ценность такого таинства, как венчание? Стоит ли вообще венчаться, если правила таинства венчания не являются незыблемыми, и каждый священник волен вносить в них те или иные изменения, и (мало того) влиять своей личной энергетикой на результат выполняемого действа? И разве без венчания жених и невеста станут меньше любить друг друга?
Некоторые воспринимают венчание как некую гарантию долгой и счастливой совместной жизни. Венчание таких гарантий не дает.
23 Декабря 2010 г.
© Суханов Валерий Юрьевич
Перейти к содержанию
|