режде всего нужно собрать факты, а уж потом их можно перевирать. (Марк Твен)
Святой равноапостольный князь Владимир
Если человек не склонен ни к анализу информации, ни к поиску дополнительных данных о том или ином предмете или суждении, такому человеку всегда и охотно будут "ездить по ушам". Самое интересное, что это и делается - широко и активно, особенно в последнее время.
Еще не утихли страсти в СМИ на тему, где же лучше поставить в Москве огромную, 20-метровую статую князя киевского Владимира, как нате вам новую весть - празднование 1000-летия со дня его смерти. Вдумайтесь только: "празднование дня смерти".
Следом еще одна новость: "2 августа 2015 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе святого равноапостольного князя Владимира в г. Новочебоксарск (Чувашская Республика)." [1] Патриарх, лично.
Современный человек просто верит тому, что говорят по телевизору, и более ни о чем не задумывается. А зря. Вот взять того же Владимира, к примеру. Что же это за могучая личность такая - святой равноапостольный князь Владимир, заслуживший столь помпезные торжества по поводу кончины спустя целую тысячу лет?
Известно, что Владимир Святославович права' на киевский престол имел довольно хлипкие, и вот почему: помимо Владимира у князя Святослава было еще два сына - Ярополк и Олег. Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству, причем являлся бастардом [2], незаконнорожденным. Мать его, Малка, была рабыней (ключницей) у жены отца, княгини Ольги.
Тем не менее, получив в надел Новгородские земли и воеводу - поднявшегося из рабов брата Малки - Добрыню, Владимир не оставил замысла захватить киевский престол, доставшийся совершенно законно его старшему брату Ярополку. После гибели отца князья перессорились и передрались между собой. Покусившийся на Киев Олег погиб, задавленный упавшими в ров лошадьми. И после этого Ярополк княжил в Киеве. Но недолго.
Будущий узурпатор Владимир сначала попросту удрал из Новгорода к варягам, опасаясь за свою жизнь. В скандинавских землях он не без помощи опытного интригана Добрыни набрал иноземное войско и в 978 г. двинулся на Киев. Законный князь киевский Ярополк, преданный подкупленным воеводой с "говорящим" прозвищем Блуд, бежал в небольшой городок Родень, где вскоре был зарезан нанятыми Владимиром убийцами-варягами. Беременную жену Ярополка, гречанку, Владимир сначала изнасиловал, а затем взял в свой княжеский гарем, наложницей. Вот таким образом этот будущий святой и стал князем киевским...
У Ярополка была юная невеста, княжна Рогнеда, дочь Рогволода, князя полоцкого. (Заметим в скобках, что у всех князей в те времена были жены законные и рабыни-наложницы. Это считалось нормой.) Полоцк принял сторону Ярополка, поэтому наемники Владимира попросту вырезали всех сопротивлявшихся и разграбили город.
Сваты Владимира на приеме у княза полоцкого Рогволода. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.
Незадолго до этого Владимир решил "сыграть в благородство" и послал сватов к Рогволоду. В те времена был обычай - если девушка была согласна идти в жены, она разувала своего будущего мужа, проявляя тем самым покорность и смирение. Гордая Рогнеда дала согласие Ярополку, а послам Владимира заявила: "не хочу розути робичича", что означало: "не хочу быть женой раба", намекая на мать Владимира, рабыню Малку. Владимир, разумеется, оскорбился, но особенно был зол Добрыня, поскольку речь шла, собственно говоря, о его сестре.
Захват Полоцка закончился тем, что Рогнеда, которой на ту пору было 12 лет [3], была изнасилована Владимиром на глазах связанных отца и братьев. Потом всех, кроме Рогнеды, зарезали. Вот таким образом этот будущий святой и получал женщин, которые ему приглянулись...
Через девять месяцев Рогнеда родила сына Изяслава, но Владимир, убивший ради нее столько людей, быстро к ней охладел и услал в терем на реке Лыбедь, недалеко от Киева. Гордая Рогнеда пыталась однажды убить Владимира во сне, отмстить за родных и свое унижение, но ничего не получилось, будущий святой вовремя проснулся. [4]
Покушение Рогнеды на Владимира, слева - девятилетний сын Изяслав. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.
Известные потомки Владимира от разных жен - тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей. [5]
Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны..., а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. [6] Ничего себе - святой...
Особенное умиление у многих вызывает слава Владимира как крестителя Руси. Но умилительно все это только на первый взгляд. Крещение Руси не было праздником и радостью, а было принуждением, болью, казнями. Поскольку славянские племена в те времена имели вполне устоявшиеся собственные верования, ныне именуемые языческими.
Сев княжить в Киеве (980 г.), Владимир сначала поднял языческую веру на новую высоту - воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Почему в пантеон не был включен Велес - история умалчивает. Восемь лет существовало капище, и поклонялись люди богам, и сам Владимир.
Надобно заметить, что Владимир был человеком неграмотным [6]. Читать-писать не умел, языков не знал. В том, что касается веры опирался на трех китов: выгода, удобство, власть. Летописи утверждают, что Владимир призывал в Киев проповедников разных религий, беседовал с ними, выбирая наиболее подходящую религию. Таким образом, можно предположить, что переход в христианство явился вовсе не душевным порывом проникнувшегося учением князя, а вполне рассудительным решением. Что и было объявлено в 987 г. на совете бояр.
В 988 г. Владимир осадил Корсунь (греческий Херсонес в Крыму). И опять Владимиру помог предатель: ...Некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: "Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока". Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: "Если сбудется это, - сам крещусь!". И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. [6]
Осада Корсуни. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.
Захватив Корсунь, Владимир потребовал в жёны сестру византийских императоров Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. Грек-предатель Анастас отправился за своим новым господином.
Вернувшись в Киев, Владимир не просто отрекся от своих прежних богов, идолы были повержены, сечены батогами, рублены топорами и с позором спущены в Днепр:
И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками... Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные*... [6]
*Неверные - в смысле нехристиане, так как пишет об этом православный летописец. Представьте себе теперь весь ужас простого киевского люда, на глазах у которого, ничего не объясняя, так жестоко расправились с идолами богов, в которых люди столько лет верили и которым поклонялись.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом". [6] Что это значило - стать врагом князю, не нужно объяснять. Они и пришли. Их, ничего не понимающих, загнали в реку. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. [6] Потом, понятное дело, всех несогласных обращаться в христианство, убивали. Жестоко и массово. Вот таким образом и свершилось крещение Руси.
Многочисленные походы князя Владимира (и до его крещения, и после) имели под собой одну цель - грабеж. Ни о каком объединении племен, создании сильного государства - в те времена и не задумывались даже. Итак, походы: 981 - поляки; 981-982 - вятичи; 983 - балто-литовцы; 984 - радимичи; 985 - болгары; 985 - хазары; 988 - греки; 989 - опять болгары; 991 - хорваты; 1000 - армяне. Разумеется, все эти походы сопровождались обычными в те времена грабежами, насилием, взятием рабов.
До 1001 года на владения Владимира никто особенно не покушался. В последние же годы его жизни русам сильно досаждали набеги печенегов, и стареющему Владимиру было уже не до захватнических походов. Характерной является история с собственным сыном Ярославом, севшим в Новгороде. Владимир был недоволен платой из новгородских земель и собрался в 1015 году идти войной на собственного сына. Но не успел - преставился.
Выводы и странности
1. Человек, потрудившийся поискать информацию, может оказаться крайне удивлен, не обнаружив в житии князя Владимира никакой особенной святости. Вполне возможно, что приняв крещение, Владимир уже не лютовал так, как в молодости. Но разве от этого уменьшится количество убитых, изнасилованных и сожженных? Речь ведь идет в том числе о сотнях тысяч жизней своих же, славян. Как-то это со святостью не очень вяжется.
2. За всей помпезностью разных мероприятий последнего времени, связанных с князем Владимиром, ускользает от внимания тот факт, что князь-то, собственно говоря, - киевский. Вот и знак его, на монете. Ничего не напоминает?
3. Совершенно непонятно также, почему - "святой равноапостольный князь Владимир". В том смысле - почему "Владимир". Известно, что Владимир - его языческое имя, до крещения. А крещен он был - Василием. Поэтому правильно было бы "святой равноапостольный князь Василий", если уж на то пошло.
Примечания
1. Официальный сайт РПЦ МП - www.patriarchia.ru
2. Неукорное в русском языке обозначение ребенка, рожденного от родителей двух разных племен. (Толковый словарь Даля. - 1863-1866) Второе значение - рожденный вне брака отпрыск дворянского сословия.
3. А. Невзоров. "Средний палец веры", журнал "Сноб".
4. М. Ганичева, "Самые знаменитые красавицы России", "Вече", Москва, 2001г
5. Статья "Владимир Святославович", Википедия.
6. Повесть временных лет.
Москва, 2 Августа 2015 г.
© Суханов Валерий Юрьевич
Перейти к содержанию |