Школа опять крайняя?
(По материалам статьи Ники Викторовой «ПодОПЫТНЫЕ», АИФ №4 от 4 января-1 февраля 2011 года)
Начать хочется со слов Михаила Рыжакова, директора Института содержания и методов обучения РАО:
«Реформы в школе накапливают разрушительный потенциал. Проект стандартов создает ощущение, что государство не контролирует изменения. А те, кто их проводит, делают всё для создания внешне красивой картинки. По проекту ученик имеет право не изучать русский язык, физику, историю, зато обязан выйти из школы человеком «с чувством гордости за свою Родину…с уверенностью в великом будущем народа России».
Но у меня большие опасения по поводу того, кого может выпустить образовательное учреждение, работающее по таким стандартам. В этом проекте не прописаны механизмы реализации, контроля, санкции за неисполнение норм. Указаны цели (воспитать патриотизм), а какими средствами – проблема школы. Она теперь крайняя.
Многие говорят, что государство умывает руки. Оно оставляет за собой обязанность финансировать обязательную программу и отслеживать «качество» выпускников по довольно формальному критерию – ЕГЭ. Государство больше не гарантирует нам КАЧЕСТВЕННОЕ среднее образование? Не хочется в это верить». А придётся…
Предполагается, что через пару лет в 10-11 классах обязательными останутся лишь ОБЖ, физкультура и «Россия в мире» (воспитание патриотизма). По ним ЕГЭ сдаваться не будет. Остальное – по выбору. Хотят ввести новую должность – тьюттер. Он будет помогать составлять учебный план. А наш завуч, что, вышел из доверия? На тьюттера, значит, лишние деньги есть.
Учителя недоумевают: ЕГЭ вводили якобы для того, чтобы сельские школьники не чувствовали себя ущербными в сравнении с детьми мегаполисов при поступлении в ВУЗы. Поэтому совершенно нелогично выглядит намерение учить старшеклассников по принципу «кто во что горазд»: в городах особо сознательные ученики, может, и наберут себе часов по математике с химией. А в сёлах – нехватка педагогических кадров. И кадровый состав не обновляется. Из выпускников педвузов лишь 5% идут в школы, а учителей старой закалки интенсивно сокращают.
Интересно, кому из чиновников пришло в голову сделать необязательными для школы предметами русский язык, литературу и математику? Знакомый немецкий журналист недавно рассказал мне, что хочет попробовать добиться введения русского языка и литературы как обязательного предмета в местной немецкой школе. А нашим детям, выходит, не нужен наш родной язык и наша замечательная литература? Чтобы через несколько лет один из студентов сказал своему преподавателю, как сказал мне несколько лет назад один из моих студентов на уроке немецкого языка: «Пушкин? Мне это неинтересно. Его жизнь – в прошлом. Его время уже прошло».
Корреспондент АИФ Ника Викторова лично слышала, как чиновники возмущались: мол, российский народ – сплошь маргиналы, чуждые всему прогрессивному. Нет! Не чуждые! Только в «прогрессивность» те, чьи дети учатся, и те, кто решает, чему им учиться, вкладывают разное. Первые разумно хотят новые учебники, небедствующих (а значит, с крепкой нервной системой) учителей и уверенных в себе выпускников. Вторые, похоже, пытаются показать свою значимость и, образно говоря, ищут в круглой комнате пятый угол. «Иначе как объяснить, что изменения проводятся именно сейчас – во времена липовых ЕГЭ-отличников, вздрюченных снижением зарплат, увольнениями и увеличением классов учителей?
Во времена, когда символом реформы образования стали платное мыло в школьном туалете и часть завтраков в школьной столовой, не говоря уже об учебниках, поборах и т.д. Приведите сначала в порядок то, что есть! А потом уж приступайте к реформам!»
Начинать воспитывать детей нужно тогда, когда они еще поперёк лавки лежат. А у нас и детские сады все разогнали, и школы закрывают за ненадобностью.
Москва, 7 Февраля 2011 г.
© Марфа Кулибина
Перейти к странице автора
|