Хамец
Кого (или что) Вы, дорогой читатель, представляете себе, услышав это странное слово - "хамец"? Я, например, вижу такого здорового хомяка-бурундучка с двумя продольными полосами на мордочке...
На самом деле, это, конечно же, никакой не хомяк. Хамец связан с праздником Песах (Пасха) и обозначает всё квасное. На Песах евреи не едят хамец и даже не держат его дома. Вместо этого едят мацу. Маца - это тонкие хлебные пластины (часто круглой формы), изготовленные из муки и воды без закваски, в течении максимально 18 минут.
Давайте попробуем понять истинный смысл этих слов. Как мы уже знаем, наше мироздание состоит из нескольких уровней. Существуют два основных уровня: физический мир и духовный.
Духовный мир так же не однороден, а разделён на пять основных ступеней (снизу вверх):
1. Мир действия (Ассия) - уровень души "нефеш" - элемент "земля" - суша - царство минералов - цвет чёрный
2. Мир формы (Ецира) - уровень души "руах" - элемент "вода" - водоёмы и атмосфера - царство растений - цвет зелёный
3. Мир сотворения (Брия) - уровень души "нешама" - элемент "газ" - Солнце - царство животных - цвет красный
4. Мир эманации (Ацилут) - уровень души "хайя" - элемент "огонь" - Звёзды - человек - цвет белый
5. Мир бесконечности (Эйн Соф) - уровень души "йехида" - Б-жественный - Высший Свет - Высшие Силы - цвета нет
Любой элемент творения, будь то уровни души человека, стихии или цвета, соответствует определённому духовному миру.
Под ступенями имеются в виду уровни восприятия мироздания человеком. Чем выше его ступень духовного развития, тем более высокий духовный мир он в состоянии ощутить. Почему же эти ступени называются мирами, если они относятся к индивидуальному постижению? Потому что все, достигшие этих ступеней, описывают их в основном одинаково. Тонкости восприятия различаются в соответствии с духовной индивидуальностью каждого постигающего.
Для того, чтобы дать человеку возможность духовного подъёма по ступеням этих миров, Творец протянул человеку "руку" помощи. Низшую часть каждого мира, начиная с мира Ацилут до мира Асия, Он опустил в высшую часть нижестоящего мира (кроме физичекого, т.к. под ним уже ничего нет). Под "ниже" и "выше" имеется в виду уровень по шкале духовности, тонкости материала: материальнее - ниже, а духовнее, эфирнее - выше, опустил - огрубил, воплотил в материю нижестоящего мира. Таким образом, самая мало-духовная часть духовного мира Ассия находится на уровне нашего мира и доступна для восприятия человеком. Относительно человека к этой категории мира Ассия относится низший уровень души, непосредственно связанный с телом (уровень "нефеш"). Воздействуя на неё определённым образом, человек может "прилепиться" к низшей ступени духовного мира. Здесь работает в первую очередь закон Подобия Свойств (иврит: Ашваат Цура), по которому подобное соединяется с подобным.
Вы любите Лунапарки, дорогой читатель? Там есть такой аттракцион: ты садишься в специальное сиденье рядом с другими любителями острых ощущений, тебя плотно пристёгивают, а потом - р-р-раз и... кто-то нажал кнопку и ты летишь ввысь под всеобщий дикий визг. Вышеописанная система по принципу действия - это такой же аттракцион. Только хорошенько пристегнуться человек дожен сам (хотя ему в этом тоже помогают), иначе работник Лунапарка выгонит за несоблюдение мер безопасности...
Но вот что интересно: кто нажимает эту кнопку и запускает катапульту, а главное - когда? Это делают Высшие Силы в определённое время года, называемое Песах. В это время открываются особые потоки энергии, временно поднимающие мироздание на более высокую ступень, в том числе - низший уровень Мира Асия, упавший в наш мир. В этот момент у человека появлятся уникальная возможность "подпрыгнуть" на первый духовный уровень. Именно поэтому в это время еврейский народ смог выйти из Египта, поэтому в это время существует праздник Песах ("Песах" означает на языке иврит "перепрыгнуть") со всеми его особыми обычаями.
Одним из таких обычаев является удаление из дома всего квасного. Как было сказано выше, квасное называется на иврите "хамец". Это слово является своего рода кодом. Каждая буква и их порядок несут смысловое значение. Рассмотрим их по-отдельности:
1. Буква "хет": она пишется как русское "п". С этой буквы начинается слово "хомер" - материя, означает материальность, численное значение - 8.
2. Буква "мем": так же похожа на русскую "м". С буквы "мем" начинается слово "маим" - воды, означает духовное свойство, численное значение - 40.
3. Буква "цади": её прописной вариант так же отдалённо напоминает русскую "ц". С "цади" начинается слово "цура" - форма, численное значение - 90.
Итак, мы видим, что "хлеб", который мы "едим" каждый день - это материя, давлеющая над духовностью, которой мы придаём форму и "заквашиваем" её на "дрожжах" своей выгоды.
Слово "маца" состоит из тех же букв, кроме последней - буквы "хей" ("мем" = 40, "цади" = 90, "хей" = 5). Буква "хей" символизирует Б-жественную энергию. Таким образом мы имеем следующую духовную "формулу" мацы: духовность главенствует над внешней формой, и сила Творца поднимает человека.
Теперь необходимо понять, что означает фактор времени в приготовлении мацы (18 минут). Время неразрывно связано с материей. Мы видим, что все явления нашего мира подвержены определённому порядку реализации и цикличности. Время не линейно и не монотонно. Мы видим, как оживает природа с первыми лучами Солнца и начинает свой бурный рост, и как всё замедляется и почти полностью останавливается зимой. Таким образом, время - это порядок действия духовных сил на наш мир. Во время праздника Песах в этой системе открывается маленькая дверка и человек может "перепрыгнуть" (иврит "пасах") на духовную ступень, минуя нормальный порядок вещей.
Число "18" так же не случайно. Так как в языке иврит каждой букве соответствует число, мы можем подсчитать сумму букв каждого слова - гематрию. Гематрия слова "хамец" равна 8 + 40 + 90 = 138, а слова "маца" - 40 + 90 + 5 = 135. Их разница составляет 3 - наш мир с его тремя измерениями, развивающимися во времени. Если мы уберём из числа 138 ("хамец" - материя нашего мира) цифру 3 (фактор времени), то получим 18 - духовный мир. Кстати, слово "живой" ("хай") на иврите имеет так же численное значение 18...
Москва, 8 Апреля 2010 г.
© Илья Расин
Перейти к странице автора
|