оссийские
классики литературы единодушно подчёркивали правдивость, величие,
могущество и свободу русского языка. Ни один другой язык в современном
мире не даёт такого богатства возможностей для выражения и распознавания
таких жизненно важных духовных критериев как, например, истина,
добро, правда, справедливость, правосудие, честь, совесть, целесообразность
и другие. Так, являясь противоположностью лжи, за- блуждения, обмана,
понятие ИСТИНА реально отражает действительность и
соответствует правде. Иными словами истина – это утверждение (суждение)
проверенное практикой, опытом, верное, подлинное, точное и справедливое.
Если истина от земли как достояние разума человека, то ДОБРО ( благо
) соотносится с духовными сферами любви, права, воли, т.е. всего
того, что честно и полезно, чего требует от нас долг человека, гражданина,
семьянина.
Являясь ближайшим аналогом меры истины, понятие ПРАВДА представляет
собой трезвую оценку действительного положения вещей, т.е. истину
на деле, во образе, во благе с позиций прежде всего чести, справедливости,
правосудия. Так, понятие ЧЕСТЬ охватывает внутреннее нравственное
достоинство человека, а также честность, благородство души и чистую
совесть. Следующим рассматриваемым термином является понятие СПРАВЕДЛИВОСТЬ
– это правда и правосудие вместе взятые, так как справедливость
состоит в охране человеческих прав путём их оценки по заслугам и
в полной мере на соответствие человеческих отношений морально –
этическим, правовым и другим нормам и правилам. В свою очередь понятие
СОВЕСТЬ базируется на нравственной ответственности за своё поведение
перед собой, окружающими людьми и обществом в целом. Это внутренний
тайник души человека, который отзывается одобрением или осуждением
каждого собственного поступка и окружающих. А также это внутреннее
сознание, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи, заблуждения,
зла и т.п. деяний. Наш краткий экскурс в содержательную и системную
глубину собирательного понятия ИСТИНА закончим рассмотрением термина
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, который означает наличие ясной и конечной цели,
вполне разумной и практически полезной.
Морально-этические нормы и правила, отражающие отношение наших
прапрадедов к понятиям и мерам истины, правды, добра, справедливости,
правосудия, чести и совести были заложены в священных заповедях,
легендах и сказаниях, обычаях и традициях за многие тысячелетия
до прихода христианства на Русь. Все русскоязычные славянские народы,
где бы они не проживали в современном мире, являются наследниками
и приемниками праязыка человечества вместе с его трепетной языческой
верой в могущество, справедливость, целостность и гармоничность
Земной природы и Солнечной системы в целом. К приходу христианства
на Русь праславянская азбука насчитывала сто сорок семь букв и это
исторически признанный факт, также как и тот, что корневая основа
всех известных языков имеет славянское происхождение. Остаётся добавить,
что древняя праславянская азбука, также как и иероглифическое письмо,
имела одинаковую сущностную основу построения, которая утрачена
в современных алфавитах полностью.
Каков же возраст современного человечества на планете Земля? Неоспоримые
данные международных научных исследований сходятся во мнении, что
возраст человечества составляет не менее одного миллиона лет. Но
антропометрическими исследованиями доказано, что за этот период
сам человек – разумный совершенно не изменился. Теперь становится
ясен смысл слов библии говорящих, что сначала было слово и слово
было у Бога и это слово было Бог, т.е. создатель всего сущего, бесконечный
и вечный. Иными словами первые люди на Земле появились от Бога и
имели тот же внешний вид, способности и возможности как и современные
представители.
Логично предположить, что и праязык человечества и письменность
также существовали ещё до прихода людей на нашу Землю. Этот язык
с большой степенью вероятности был и остаётся на межкосмическом
уровне общения.
Прапредки русскоязычных народов в разные эпохи проживали практически
на всём земном шаре, о чём свидетельствуют археологические находки
на всех континентах планеты. Именно наши прапредки получили в наследство
от Создателя не только смертную природу человеческого материального
тела, но и бессмертную духовную сущность (душу), вместе с заповедями
Создателя о правилах общежития и главной цели земной жизни человека
(духовного совершенствования). Сегодня уже становится очевидным
и общепринятым среди профессионалов, что реальная картина истории
человечества на земле состоит из взлётов и падений, созидательных
и разрушительных эпох, с зарождения, развития и умирания многих
человеческих рас. Человек никогда не происходил от обезьяны, как
предполагал Дарвин, но зато бесспорны многочисленные факты явной
деградации отдельных представителей и целых групп человечества,
оказавшихся в изоляции и прежде всего детей раннего возраста. Вся
история человечества особенно за последнее тысячелетие, изобилует
фактами разнонаправленных тенденций в его численном, материальном
и духовном развитии. Вмести с бурным ростом численности народонаселения
планеты и уровня его материального обеспечения, духовное состояние
человечества в целом не только не растёт, но и явно опасно ухудшается.
Это хорошо заметно на отношении человека не только к себе подобному,
но и уже к самой основе возможности дальнейшего его существования,
то есть к растительному и животному миру, водной и воздушной среде,
плодородию земельных угодий и запасам полезных ископаемых. Ставка
на возможность развития классической науки оказалось ложной вмести
с её лозунгом, что милостей от природы не ждут, а берут их не задумываясь
о последствиях.
За явным количественным развитием прикладных отраслей науки, уже
чётко вырисовалась её качественная несостоятельность. Так, ни на
один фундаментальный вопрос о природе и строение солнечной системы,
нашей планеты, атомных и ядерных взаимодействий, электрических и
магнитных сил окончательных ответов не получено. Ложными оказались
надежды и ставки на прогресс потребительского рынка товаров и услуг,
так как реально решение одной проблемы приводит к рождению ранее
ещё не известных. Главная же причина неудач предопределена была
ошибочной посылкой, что бытие определяет сознание, то есть материя
первична а дух вторичен. Завышенное внимание к материальной природе
неумолимо приводит к потере определяющей составляющей жизнедеятельности
- духовной. В осознании истинных причин критического положения дальнейшего
существования человечества, в принятии сердцем и душой каждого жителя
земли всей опасности и реальности надвинувшейся угрозы и состоит
сегодня главная задача. Это прежде всего необходимость реальной
переоценки значимости духовных ценностей по сравнению с материальными.
Нависшая угроза продолжению жизни человечества сегодня вполне реальна.
Она не зависит ни от расовой, ни от национальной, ни от религиозной
принадлежности каждого конкретного индивидуума без каких-либо исключений.
При этом, особая роль отведена русскоязычной части человечества,
которая всем историческим опытом существования на земле подготовлена
в наибольшей степени, а поэтому несёт и наибольшую ответственность.
Именно Россия может и обязана начать процесс перестройки сознания
и духа человечества.
Каков же возможный механизм, без чёткого понимания которого решение
столь масштабной задачи принципиально совершенно не возможно? В
основу предлагаемой модели механизма решения задачи обеспечения
жизненности человечества, может и должен быть положен критериальный
подход (смотри далее таблицу 1). За главный обобщающий критерий
жизненности человечества на Земле условно принимается понятие ИСТИНА,
которое объединяет реальность действия двух равных, но противоположных
процессов в единую пару: добро – зло, правда – ложь, созидание –
разрушение, жизнь – смерть и т.п. В философии этот закон давно известен
как единство (равенство) и борьба (взаимодействие) противоположностей.
Таким образом предлагаемый сегодня критерий ИСТИНА символизирует
объединение понятий равенства и взаимодействия пары противоположностей
в достижении выбранной конечной цели.
Моральные критерии жизненности человечества на Земном шаре , представленные
в виде вертикальных столбцов, имеют диаметрально противоположное
значение при парном (зеркальном) рассмотрении от центра к краям.
Последовательное рассмотрение пар противоположностей, разграниченных
горизонтальной сплошной линией, в направлении слева направо даёт
по нарастающей более гармоничное упорядоченное и целостное
критериальное понятие троицы. Это становится возможным, когда пара
реально взаимодействующих противоположностей даёт качественно иное
значение критерия более высокого порядка при условии, что они объединены
единством достижения конечной цели (созидание или разрушение).
Начнём рассмотрение с процесса символизирующего СОЗИДАНИЕ, который
складывается из последовательных троиц моральных критериев.
Троица первого порядка, символизирующая СОЗИДАНИЕ, складывается
из
гармоничного сотрудничества пары моральных критериев ВЗАИМОПОНИМАНИЕ
– ЛЮБОВЬ ( к себе и окружающему миру ), т.е. созидание просто невозможно
без проявления взаимопонимания и любви в широком смысле, что вполне
естественно и не вызывает сомнения.
Троицы второго порядка также образуются в результате неантагоничного
взаимодействия пар противоположностей: ЦЕЛОСТНОСТЬ – УПОРЯДОЧЕНИЕ
и ГАРМОНИЯ – СОТРУДНИЧЕСТВО. Соответственно, троицы третьего порядка
образуются в процессе взаимодействия четырёх пар противоположностей
моральных принципов: ОТКРЫТОСТЬ – ТЕРПИМОСТЬ; ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ –
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; УВАЖЕНИЕ – СОИЗМЕРИМОСТЬ; ОСОЗНАВАНИЕ – СЛУЖЕНИЕ.
На этом оканчивается рассмотрение моральных критериев и последовательности
созидательного процесса человеческих взаимодействий.
Противоположный СОЗИДАНИЮ процесс РАЗРУШЕНИЕ моральных человеческих
взаимодействий складывается из пары обобщающих критериев: СЕБЯЛЮБИЕ
– ВЗАИМОНЕПОНИМАНИЕ, которые в свою очередь распадаются на две пары
моральных приоритетов: АНАРХИЯ – ДИСГАРМОНИЯ; БЕСПОРЯДОК – РАЗГРАНИЧЕНИЕ.
Аналогичным образом каждый из четырёх моральных приоритетов объединяет
взаимодействие соответствующей пары противоположных моральных принципов:
ЭГОИЗМ – НЕОСОЗНАВАНИЕ; НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ – НЕУВАЖЕНИЕ; НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
– НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: НЕТЕРПИМОСТЬ – ЗАМКНУТОСТЬ.
© Перфильев Александр Николаевич
Перейти к оглавлению раздела
|