этом разделе мы размещаем статьи других авторов, которые на наш взгляд, могут быть в той или иной степени полезны посетителям сайта.
Перейти к содержанию раздела
Все статьи на сайте
Тирания добра
читается, что жить нужно исходя из потребностей самых нуждающихся, а иначе — негоже. Но это чревато последствиями (не зря ведь говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями) — однажды сдуру я дал бомжу 10 рублей, а в итоге у меня не хватило на шаурму в сырном лаваше, поэтому пришлось брать обычную. Это изменило меня раз и навсегда.
Я оставляю чаевые, если доволен обслуживанием, но никогда не угощаю сигаретами, если какой-то угрюмый хрен с горы внезапно подваливает ко мне на улице с вопрошающим взглядом — пошел бы он к такой-то матери, пусть пойдет и купит себе пачку сам.
И не подаю милостыню у храма, потому что обхожу их стороной, не подаю бродягам, ошивающимся у фастфуда (хотя мог бы подкинуть им пару медяков для покупки очередной дозы пойла и продления агонии). Намного приятнее давать тем, кто не просит. Эту формулу успеха, в первую очередь, нужно взять на вооружение.
Альтруизм - высшая степень эгоизма, причем в извращенной форме.
Альтруизм требует, чтобы сам факт нашего существования вызывал чувство вины. Поборники этой этической модели требуют от нас полного подчинения — в идеале каждый свой шаг мы обязаны сверять с чужими проблемами, ставя их выше собственных. И не имеет значения, что эти люди, возможно, сами создали себе свои проблемы.
Забавно, что зачастую апологетами альтруизма выступают даже те, кто его не практикует. Но все они исповедуют логику Шарикова — «взять все и поделить» — какая разница, откуда взялась дюжина банок Dr. Pepper в твоем холодильнике, ведь в мире столько тех, кто не прочь промочить горло.
«Помоги слабому» - нравственный императив альтруизма: если у вас на сто рублей больше, чем у других, то вы в долгу перед «нуждающимися», с которыми нужно нянчиться. Необходимо быть скромнее, жертвовать своими убеждениями (если они у вас вообще есть) и прислушиваться к желаниям других, даже если те неправы. Но все мы смотрели голливудские фильмы и знаем, чем все это заканчивается: «слабый», как правило, оказывается той еще сволочью.
Собственные мозги - единственное, чем жертвуют альтруисты.
Альтруизм поощряет паразитизм ради «общего блага» и «интересов общества». Абсолютно все, что у вас есть, нужно тем, у кого этого нет. Вот только кого следует считать «обществом» и в чем, собственно, состоят его интересы?
За общественным интересом всегда стоит интерес вполне определенных групп лиц, и в этом свете вся «философия коллективизма» представляется эдаким умелым библейским наперсточничеством, пестующим иллюзию равенства.
В итоге получается, что интересы общества не интересуют само общество — да и общества никакого нет, лишь наслоение тупизны разной степени крепости с колхозными рожами, навсегда обезображенными разного рода отклонениями.
И неважно, как достались вам ваши денежки. Всякий раз, когда вы тратите их на себя, а не на других (которым всегда чего-то не хватает), вы «поступаете безнравственно». Чтобы прослыть альтруистом, нужно поделиться своим богатством и забыть о собственных интересах. Проще говоря, добровольно отдать себя в рабство.
В таком подходе легко проследить христианские мотивы: ударили, подставь другую щеку, возлюби врага своего… Но мы общаемся лишь с теми людьми, которые нужны нам, и любим лишь тех, кто нам дорог. А возлюбить врага, который желает вам зла, да еще говорить ему за это спасибо в денежном эквиваленте — это высший пилотаж идиотизма.
Нельзя привести ни одного убедительного довода о том, почему более активный и успешный человек обязан кормить неактивного, и потому - неуспешного.
Почему отдавать свое, честно заработанное, другим, чтобы им было комфортно, — это добродетель, а думать о собственном комфорте — вопиющая непорядочность? Подобными вопросами задавались многие великие умы прошлого. Они, кстати, радостно приветствовали христианство с его «подчинением разума вере».
Переломил хребет этим стенаниям Ницше — человеческую самость он отождествлял со стремлением властвовать над другими. Эгоизм по Ницше — «воля к власти» сверхчеловека, рожденного, чтобы порабощать остальных во имя «высших» целей. Сверхчеловек идет напролом, не заботясь ни о каких моральных соображениях. Тут, конечно, очевидны перегибы. Появляются изредка беспринципные аморальные негодяи, которые творят что хотят, и ради достижения своих приземленных целей готовы переступить через любого.
Что лучше? Быть эгоистом и подчинять, или быть альтруистом - и подчиняться?
Безусловно, в определенных ситуациях все мы готовы искренне и по собственной воле прийти на помощь людям, попавшим в беду не по своей вине. И вовсе не потому, что априори кому-то что-то обязаны.
Но вы же не станете помогать какому-нибудь соседу-алкоголику, который в очередном припадке спалил жену вместе с квартирой? «Нуждающиеся» пусть и дальше сидят в своих обоссаных подъездах и ждут, когда кто-то придет и волшебной палочкой разрулит все их проблемы — половая тряпка-то лежит под носом, но гораздо приятнее надеяться, что кто-то решит твои проблемы за тебя. «Пусть другие о нас заботятся!» — вопят они. На самом деле, это означает: пусть другие за нас живут.
© Антон Кораблев,"Метрополь". Просим извинения за редактирование оригинального авторского текста.
Наш комментарий
Невозможно объяснить свинье, что лежать в грязной луже - неэстетично даже для свиньи. Сложно объяснить "профессиональному" халявщику, что свою жизнь он должен наладить сам.
Помогать надо только тем, кто не просит помощи. Только тогда некий баланс будет соблюден.
Москва, 8 Августа 2015 г.
Перейти к содержанию |