В поисках Лешего
Вероятно, мы не сильно удивим читателя, сообщив, что человеку православному – как бы запрещено верить в порчу и проклятие. На эту тему даже появилось несколько веток на форуме, где семинарист духовной академии РПЦ пытается получить ответ на вопрос: почему люди верят в порчу, если она не существует. :)
Опыт многих поколений показывает, что порча – реальность, а семинарист – не верит и упирается, приводя отрывки из богослужебной литературы и пугая всех «нечистыми духами»? Делайте, что хотите, но практически всё, что отрицается церковью, имеет место быть на самом деле, включая Кикимору, Русалок, Домового и Лешего. И в этом может легко убедиться любой человек, проведя собственное исследование.
Летом мы часто уезжаем в Мещерский край – Рязанская область, Шиловский район – места глухие и очень интересные. Лешего мы видели неоднократно, и, кстати говоря, не всегда в том образе, который знаком нам из детских книжек. Но, начнем по порядку.
Вышли рано утром в пятницу, это день, имеющий отношение к Матери-Земле и ее духам – Дриадам и Берегиням. С собой взяли совсем мало вещей: медный ковш, чтобы заварить обрядовый чай в лесу; ритуальные ножи, хлеб, соль, молоко. Молоко пришлось брать в пакете, гримасы современности – невозможно достать в деревне настоящее молоко, во всех окрестных дворах никто не держит коров. :(
Первая точка нашего путешествия – река Мильчус. Любопытно уже само название, имеющее явные литовские корни. Топономика – вообще интересная наука.
Например, село Тырново, расположенное недалеко, в Шиловском районе, приняло свое название от болгар – Великое Търново в Болгарии. Рязанское Тырново известно своим кривым лесом – на площади в несколько сотен квадратных метров стволы сосен причудливо изогнуты. Логических объяснений этому феномену нет, поскольку рядом с кривыми соснами растут совершенно прямые березы того же возраста.
Старики говорят, что река Мильчус когда-то была глубокая и в ней водились Русалки.
Сейчас на Мильчусе расплодились бобры – наглые, валят не только осины, но и березами не брезгуют, устроили огромное количество запруд и заводей.
Удивительно, но осинники, испорченные бобрами, зарастают очень быстро – всё разумно в природе устроено.
По берегам реки Мильчус можно обнаружить целые поляны желтых болотных ирисов, на фото ниже. Растение это издревле считалось магическим, достаточно вспомнить ирисы на фресках египетских храмов…
Река Нил ассоциируется именно с этим сакральным растением. Ирис дает мужчине выносливость, защищает от опасностей в бою; женщине – неотразимость и молодость. Корень ириса древние египтяне прикладывали к ранам для остановки кровотечения, славянские знахари лечили настоем желтого ириса кашель и желтуху.
Далеко от жилья, в лесу наткнулись на старую сломанную борону. Бороне этой, вероятно, не менее сотни лет, вросла в землю так, что вытащить уже невозможно. Так и будет здесь лежать, следующую сотню лет...
Неподалеку от главной бобриной заводи находится Ведьмина Поляна – тринадцать берёз, стоящие вокруг небольшого холмика. Вот и ялома – черная лента, повязанная на ветку. Прошло уже много лет, но шелковая лента не истлела, а немного врезалась в подросшую ветку. Лента-ялома – знак уважения и договор с Берегинями – духами места.
Оставляем на поляне плошку с молоком – ежам, они тут неподалёку живут, в ельнике. Место это непростое, с довольно тяжёлой энергетикой, и воздух вокруг какой-то искрящийся и плотный. Ну, зато молоко неделю не прокиснет – на поляне этой, похоже, вообще ничего не портится. Вот на ветке висит совершенно свежая на вид сушка, которую оставили в прошлом году. Внизу под деревом - муравейник, он излучает нечто умиротворяющее.
Двигаемся дальше, к оврагу, где давно обнаружили лежанку Лешего. Ну, или, может не Лешего, а Йети, мы не пришли к единому мнению на этот счет. Место очень красивое, хоть, как говорится, в кино снимай.
Бывало ли у вас, когда в совершенно безлюдном месте – каким боком не повернешься, такое ощущение, что кто-то смотрит в спину? В старину людям, которые не верили в Лешего, советовали присесть в лесу под куст по нужде без предварительного извинения. Таких, говорят, Леший вполне ощутимо хватает за причинное место. :)
Вышли на край болота – солнце светит, птицы поют, а ощущение настороженности не проходит. Закричала выпь – болотные обитатели нас заметили. Делать здесь привал мы не стали, оставили гостинцы – соль и сушки, и отправившись вдоль реки. Метров сто отошли - пропали и ощущения. Не нужно думать, что Леший и лесные духи вообще – это нечто страшное и недоброе. Нет, не так: это просто другое, непривычное городскому жителю, и потому может стать немного жутковато, от понимания этого «другого».
Авиценна советовал для лечения и пользы душе и телу собирать травы интуитивно. Именно так мы и поступили, собравшись заварить особый чай на полянке у берега – положили те травы, что сами «просились» в наш медный котелок на ножках. А чтобы не портить лес кострищем, принесли с собой спиртовку. Чай закипал медленно, однако, спешить нам было некуда, да лес и не любит спешки.
Очень полезно оставить суетливость на опушке, и войти в лес с чистой душой и мыслями. Если вы идете в лес за грибами или ягодами, возьмите с собой подношения духам леса. Будет полезна и пачка обычной каменной соли – лесным животным нужна соль, особенно копытным. Соль лучше не высыпать из пачки, а оставить так, на видном месте – пеньке или пригорке. Это место станет лесным солончаком, к нему будут приходить косули, лоси и кабаны.
В десяти метрах от нас на опушке леса появляется лис. Взрослый самец, ступает осторожно, держа по ветру седую морду – понимаем, что лиса отправили за нами присмотреть. Пока достали телефон, чтобы сделать кадр, лис отступил в чащу и пропал. Через пару минут на ветку ивы сел ворон. Поточил о ветку клюв, внимательно вглядываясь в наши лица: не думайте, мол, что вас здесь не заметили… На фото ниже виден старый ритуальный нож, ему больше 20 лет, нож-ветеран – участвовал в обрядах экзорцизма.
Дальше пошли полем, заходя к деревне большим крюком, и с другой стороны. На зарастающем колхозном поле молодые деревца образовали островки – осинники и березняки. Грибов здесь никогда не было, но вдруг мы понимаем, что нас увлекают вглубь одного из островков. Заходим, повинуясь еле ощутимому приглашению, а там – грибов полно. И ни одного червивого, подарок от Лешего. Правда, потеряли ритуальный нож. Ну, то есть, не потеряли, конечно, его забрали у нас духи леса в качестве приглянувшейся жертвы.
Лесных духов можно, скорее, не увидеть глазами, а почувствовать. Это ведь другое состояние вещества, и другие измерения. Попробуйте пробежать хоть десяток метров, удерживая на листе картона каплю ртути, тогда мысль станет понятной. Если человек желает видеть и чувствовать только то, что вписывается в его личную (причём ограниченную догмами и правилами) картину мира, он никогда не станет не то, что учёным, даже просто знающим. Не будьте догматичными и механичными, учитесь видеть и чувствовать то, что получается не всегда и не у всех.
17 Октября 2019 г. Размещено на сайте в день Ерофея Лешегона по народному славянскому календарю. Считали, что на Ерофея Леший - бесится, чудит - ломает деревья, хохочет, гоняет зверей. С Ерофея Леший уходит на покой - прячется до весны. В лес в этот день не ходили, опасались.
© Козлов Олег Львович и Суханов Валерий Юрьевич
Перейти к содержанию |