ысячелетиями земля воспринималась как некое магическое вещество. Начиная от древних устных преданий, когда ее уважительно величали Мать Земля, Земля Матушка, заканчивая новейшей историей, когда грунт, взятый с определенного места, помещается в капсулу и хранится подобно реликвии.
Перейти
к полному списку вопросов
"Целебная" земля
Вопрос: «Недавно ездила в паломническую поездку. Наш руководитель привезла нас на обычное кладбище, там нас ждал батюшка на могиле своего сына.
Как нам сказали, что сын его признан великомучеником и обладает целительской силой. И практически все паломники взяли с его могилы землю, которую батюшка сказал пить.
В следующую поломническую поездку,я поехала уже с другим руководителем, который сказал, что сына этого батюшки никто великомучеником не признавал и никаких способностей у него небыло.
Что теперь делать с этой землей, чтобы не было последствий?»
Во времена Генерального Секретаря Л.И. Брежнева капсулы содержали грунт, взятый с Малой Земли, где во времена Великой Отечественной Войны шли кровопролитные бои. Казалось бы, годы воинствующего материализма. Тем не менее, взятие земли, сопровождающееся действиями обрядового характера – торжественность момента, оружейные залпы, особая капсула, пионеры с цветами, звуки оркестра – это, собственно говоря, магия. Точнее, попытки использования иноматериального в материализме.
Фактически идеологи коммунизма не придумали ничего нового. Вместо Соборов проводились Съезды Партии, вместо Крестного хода – демонстрации, хоругви заменили красными знаменами, выносимые иконы – на портреты вождей. Было бы удивительно, если бы идеологи упустили из виду ритуалы с землей.
Капсулу с родной землей брали с собой на чужбину эмигранты, ладанку с землей мать вешала на шею сыну-солдату, уходящему на фронт. Землю использовали во все времена в магических ритуалах.
В христианстве обряды с землей выполняются постоянно. Песок со Святой Земли привозится в капсулах и используется при закладке христианских храмов. Нередко возникают откровенные казусы. Например, в интернет-журнале «Православие и мир» сообщается, что при закладке нового храма в Калининградской области в его основание была заложена капсула с землей, взятой у Храма Христа Спасителя в Москве. Насколько это правильно – закладка в фундамент нового храма земли, взятой из самого центра мегаполиса, где тут святость нашли, непонятно.
В церковных лавках можно встретить множество (если можно так выразиться) сувениров, включающих в себя капсулы с землей. Тут и земля с Голгофы, и из Иерусалима, из Гефсиманского сада, и т.д. Можно ли приобретать такие предметы? Я бы не советовал. Во-первых, откуда на самом деле происходит упакованный в колбочку или пакетик мелкий песочек – неизвестно. Во-вторых, как на тот или иной грунт, взятый с определенного места, будет реагировать энергетика конкретного человека, заранее не скажешь. Если в образце не имеется святости, то откуда возьмется целебное действие? На консультации приходилось видеть пакетики с землей, купленные в паломнических поездках или в церковных лавках. В некоторых случаях принесенная земля – сигналила. И тип сигналов, что интересно, был нередко негативным.
Особое удивление вызывает применение не просто земли, а земли кладбищенской, могильной. Так называемая светская власть этим не увлекается, и никогда не увлекалась. По крайней мере, мне неизвестны факты, чтобы в капсулы или пакетики помещалась земля, взятая с территории Мавзолея или могилы видного партийного вождя.
В христианстве к могильной земле относятся с бо’льшим почитанием. Например, находим на одном из православных сайтов:
«Прощаясь с Крымом, участники Крестного хода посетили в Симферополе Троицкий кафедральный собор, помолившись у раки Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и городское кладбище, где ранее была его могила, рядом с которой и сейчас почивают честные останки Митрополита Крымского и Симферопольского Гурия (Егорова). Положив горсть земли с могилы митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Вендланда), покоящегося у Феодоровского кафедрального собора Ярославля, на могилку его духовного отца митрополита Гурия, и взяв такую же горсть с его могилы в Ярославль, участники Крестного хода символизировали не только духовное единство двух святителей, но и духовное единство древней Православной Тавриды древней и богатой христианским подвижничеством Ярославской землей.»
Конец цитаты. Единство – это понятно. Однако, манипуляции с землей, взятой с двух могил, согласитесь, выглядят как-то странно.
Приходилось встречать мнение о том, что якобы земля, взятая домой с могилы безвременно умершего любимого родственника, нейтрализует горечь утраты. Это неверно. Приносить что-либо с кладбища, а уж тем более землю – категорически не рекомендуется.
Все, что касается земли, взятой с могилы, все-таки следует признать опасным, невзирая на уверения кого бы то ни было о святости скончавшегося. Кроме того, у нас ведь практически нет обособленно расположенных могил. Земля, взятая с могилы, одновременно является взятой с кладбища, на котором есть множество других могил, в которых могут покоиться далеко не святые умершие... Кладбищенскую землю в дом-то нельзя заносить. В деревнях тем, кто ходил на кладбище, полагается мыть обувь во дворе! И уж тем более могильную землю не следует пить. Это уж вообще...
Любые манипуляции с кладбищенской землей, по здравому рассуждению, должны быть строжайше запрещены самой Церковью. Почему Церковь в лице высших иерархов либо в официальных документах до сих пор не сформулировала однозначное и четкое мнение по данному вопросу, мне неизвестно.
Взятую землю можно отнести в любой Храм или оставить на церковном дворе. Раз сама Церковь не прояснила четко вопросы, связанные с возможным взятием верующими земли с могил по наущению руководителей паломнических служб, это представляется наиболее верным решением в данной ситуации.
© Суханов Валерий Юрьевич
Перейти
к полному списку вопросов
|