Народный целитель Козлов Олег Львович

Козлов Олег Львович - контакты, запись на консультацию
Суханов Валерий Юрьевич - контакты, запись на консультацию

Народные целители Козлов и Суханов
Начало - главная страница сайта Валерий Воробьёв
Козлов Олег Львович
Вся информация 18+
 Главная страница
 Список услуг
 Важная информация
 Оставить отзыв
 
Очная работа
 Козлов О.Л.
 Суханов В.Ю.
 Снятие порчи
 Гадание
 Чистка помещений
 Амулеты, талисманы
 
Дистанционная работа
 Задать вопрос
 Диагностика порчи
 Удаленное снятие
 Удаленный сеанс
 
Справочная информация
 Статьи авторов
 Оккультный словарь
 Камни в целительстве
 Лекарственные растения
 Фазы Луны
 Места Силы
 Виртуальная часовня
 Рассказать историю
 Форум
 
Заказать книгу
Заказать книгу в цифровом формате - Влияние порчи на жизненную спираль.
Поиск по сайту. После выдачи результатов поиска кликните в строке на надпись "сохраненная копия".

Форум сайта www.lvovich.ru
Амулет, скифы

анная статья является фактически сборником интересной информации и мнений, касающихся одного из древнейших веществ, использующихся для воскурения - ладана.

Ладан

Ладан получают из ароматической смолы, выделяемой растениями семейства ладанниковых (ладанник), произрастающих в Средиземноморье.

Воскурение ладана, фимиама - это древнейшая форма жертвы Богу. Еще задолго до формирования ветхозаветной обрядности практически все развитые культуры древнего мира использовали каждение благовонными смолами и смесями этих смол с благоуханными травами и ветвями особых деревьев как мирную жертву Богу, попытки снискать Его милосердие.

Благовония помещались на раскаленных углях, и дым их уходил под купол храма или в небо, унося с ароматом каждения и все просьбы человека, слезы, мольбы и благодарность Богу.

На иллюстрации - ладан греческий, монастырский в розничной фасовке по 50 г.

Как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Помимо известных целебных свойств ладана, а также использования его на Востоке для приветствия гостей, воскурение ладана имеет и глубокое символическое значение.

История появления ладана

Ладан - одно из наиболее древних благовоний. В Библии именно золото, ладан и мирра описаны, как дары волхвов Иисусу.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Матф.2:11)

В Библии вещество, именуемое "чистый ливан", это и есть ладан в современном понимании. С истоков христианства состав для каждения был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем то, чем кадили в христианской церкви, стало называться одним словом - ладан. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов.

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
(Исх.30:34-38)

Древние египтяне часто смешивали ладан с маслом коричника и втирали эту смесь, чтобы облегчить боли в конечностях, а также включали ладан в состав омолаживающих масок, а китайцы считали его эффективным средством от золотухи и лепры (проказа). Кстати, в составе известного сейчас препарата "артро-актив" присутствует экстракт натурального ладана. Т.е. знания древних египтян о лечении суставов не пропали даром...

В странах СНГ настоящий ладан используется не слишком активно. В основном его теперь делают из смолы хвойных деревьев - ели, кедра, лиственницы, а вот в Европейских странах уже поднимался вопрос о возможности наложения ограничений на посещение детьми религиозных церемоний с активным воскурением благовоний из-за подозрения на проканцерогенный эффект. Ладан в настоящее время используется в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла).

Ладан (Olibanum) состоит из смолы деревьев многих видов. При высоких температурах происходит разложение смолы, и высвобождаются биокатализаторы, которые вызывают увеличение чувствительности как симпатической, так и парасимпатической нервных систем. Есть мнение, что вдыхание дыма ладана облегчает расширение сознания. Этот факт был уже известен древним грекам и римлянам, которые применяли ладан для жертвенных окуриваний в своих храмах, в том числе в храмах Оракулов. Православная и католическая церкви, так же как маги и колдуны всех культов, тысячелетиями использовали и используют ладан для обрядов и освящений.

Ладан и каждение в русской традиции

На одно из первых мест в борьбе с нечистью народная мудрость у русских ставит ладан. Это отражается в фольклоре, пословицах: "Боится, как черт ладана." Или : "Бежит как черт от ладана", "Его ладаном не выкуришь" , "Святым духом, ладаном запахло", "Ладан на чертей, а тюрьма на воров", "Ладан на вороту, а черт на шее" (то есть на шею надета "ладанка" так у русских назывался мешочек с ладаном носимый на шее, считалось что он предохраняет от напастей и нечистой силы. Обычно этот мешочек привешивали к нательному кресту.)

В обиходном словаре у русских достаточно слов, связанных с ладаном, и приспособлениями для его хранения и употребления, так например - "ладанницей" назывался сосуд для хранения ладана. Распространена была также "ладанная курильница" которая ставилась перед иконами, обычно ее делали из меди в виде шара, с крестиком на верху. Такую информацию можно найти в "Словаре русского языка" составленного В. Далем. правда Даль немного ошибается определяя ладан как смолу Juniperus turifera, а это как известно можжевельник.

Вообще во времена Даля в России не было четкости в ботаническом определении происхождения ладана, например, Энциклопический словарь А. Старчевского изданный в С. Петербурге в 1853 году из главы "Ладан" посылает читателя в главу "Бальзам" и там, в числе естественных бальзамов, упоминает : "гальбан, смирна, бделий, росный ладан, стиракс". На этом следы настоящего ладана здесь просто теряются. Через тридцать лет уже в энциклопедическом словаре "Гранат" ладан определяется правильно, это смола производимая деревом Босвеллия. Кстати, написал эту статью о благовониях для словаря - о. Павел Флоренский.

В средние века известны были в России "Ладанные книги" в них вписывались расходы на ладан и облачение, которые отпускались из казенного приказа в разные московские и иногородние церкви, а также к государю и царице. Главный интерес представляется куда, в какие монастыри и церкви посылали ладан и облачения, а также сведения о лицах которые являлись в приказ за получением этих вещей. Книги эти относятся к царствованию Алексея Михайловича и хранятся в архиве московской оружейной палаты.

Так как ладан использовали в церкви, его использовали и в народе, иногда с несколько языческим оттенком или даже с магическим. Например, в Сараповском уезде Вятской губернии в XIX веке был такой способ выявления колдунов. Нужно было взять "сорокообеденный ладан" то есть пролежавший на престоле во время Сорокоуста, растереть его в порошок и всыпать в вино или пиво. Затем надо было подозрительному человеку дать это выпить, после чего тот (если был колдуном) начинал ходить по избе с одного угла в другой, и при этом никак не мог выйти в двери. Для этого ему нужно было дать выпить обычной воды, только тогда он мог покинуть дом, но при этом такой колдун якобы терял всю свою магическую силу.

Без ладана не обходилось на Руси при лечении так называемого "кликушества", то есть особого рода психической болезни или одержимости бесом, при которой страдающий этим недугом выкрикивает разные бессвязанности или подражает крикам животных. Если припадок был сильный и больной при этом не мог двигаться, то его вносили в избу и начинали окуривать ладаном с трех сторон, таким образом, чтобы сторона, открытая к двери, была свободна и бес мог покинуть больного и выйти на улицу. Считалось, что раз бес нападает на человека изнутри, то только ладан может туда проникнуть и вытеснить его из одержимого.

На орловщине для этих целей использовали ладан, собранный из двенадцати церквей и двенадцать раз утром вскипяченный с водой в чугунке. Затем этот отвар сливали в штоф, после чего давали пить больному.

Ладан является также основным средством во время совершения очень важного для русской деревни обряда "опахивания".

На иллюстрации - выполнение обряда опахивания. Фото начала XIX в.

Обряд производится для того, чтобы оградить деревню от моровых поветрий, то есть эпидемий, угрожающих, как скоту так и людям. Для его совершения собираются как правило девицы и вдовы и ночью впрягшись в соху пропахивают вокруг деревни борозду. В Судогском уезде Владимирской губернии обряд "опахивания" проводят под Духов день при этом поют "Да воскреснет Бог" на всех перекрестках дорог ведущих в селение проводят сохою крест, а в копанные специально ямы закладывают ладан. Здесь мы очевидно сталкиваемся с древними языческими очистительными обрядами которые народ мило пытается замаскировать под что-то церковное.

В православной церкви перед литургией разжигает кадило пономарь, а потом уже священник или диакон им кадит во время службы. Вот как это описывается "каждение" в "Богослужебном уставе Православной Церкви." изданном в Москве в 1902 году : "Иерей принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан, при чем тайно читает молитву кадила.

Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа" - так в переводе на русский язык, звучит молитва, которую любой православный священник обязательно читает перед каждым каждением в храме. Затем диакон берет зажженную свечу; священник кадит около престола с четырех его сторон, жертвенник и весь алтарь; диакон ему сопутствует при каждении.

Когда каждение алтаря окончится, сей последний проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: "Восстаните. Господи, благослови". Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: "Слава святой и единосущей..." и под пение с клироса : "Благослави душе моя..." Священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местные иконы, весь храм, клир, и народ.

По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: "Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас", а миряне мысленно отвечают: "Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)".

Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы. По окончании каждения царские врата непременно затворяются.

Интересно, что и сейчас благочестивый священник не разжигает уголь в кадиле при помощи спички, но использует для этого свечу... Из других источников известно, что если и приходится зажечь в храме спичку, то дым от нее выпускается в форточку, так как запах серы традиционно противостоит запаху ладана и символизирует при этом нижние миры.

О качестве ладана и не только

Для русского человека дороги те символы и действия, которые напоминают о постоянном и незримом присутствии Бога в нашей жизни. Здесь и далее в этой подглаве - мнение Игумена Силуана. [1]

Дороги аллюзии на Священную историю спасения человечества от рабства своим ошибкам и порокам, от рабства диаволу. В любом храме нет ничего несущественного. Только самое важное и необходимое для преображения души вносится в православный храм, совершается и произносится в нём.

Поэтому для христианина естественно для богослужения использовать самое лучшее из того, что выработало человечество. В том числе лучшие виды архитектуры, музыки, тканей, металлов, благовоний.

"Почему в храмах христиан, проповедующих о нестяжании, простоте и смирении так много золота?"

Если бы среди наших прихожан были только совершенно неимущие люди, бедность убранства храмов еще можно было бы понять. Но если наши священнослужители и прихожане позволяют себе в обиходе дорогостоящую одежду, автомобили, предметы быта (что само по себе еще ни хорошо, ни плохо), то нищета храма свидетельствовала бы только о готовности этих людей тратиться только на суету, обличало лицемерие. Если лучшее только в наших домах, а не в наших храмах, то это свидетельство слабости нашей веры.

Естественно, что и для древнего обряда каждения, то есть возжжения благовонной смолы в знак жертвы и поклонения Богу, используются по возможности лучшие материалы. Но что значит "по возможности" и как определить, какие сорта ладана "лучшие"?

Конечно, во многом "худшее - лучшее" - это дело вкуса человека. Кому-то нравится цветочный запах, кому-то тягучий, суровый, бальзамный, кто-то предпочитает естественный аромат благовонных смол.

Главное здесь в другом. Действительно ли мы готовы найти самое лучшее (и, как правило, довольно дорогое) вещество для каждения, или просто довольствуется дешевым и доступным?

Ведь подобно тому, как бывают подделки в живописи и музыке, так бывает и недобросовестно сделанные сорта ладана.

Например, во многие церковные анекдоты вошло низкое качество современного обиходного ладана, приготовленного из канифоли с добавлением неестественно резко пахнущих ароматов, как раньше говорили, "отходов парфюмерной промышленности" и прозванного неизвестными церковными остряками "смерть мухам и всем старухам".

Действительно, при использовании этого ладана недолгое первоначальное благоухание сменяется едким и раздражающим слизистую оболочку носа и гортани зловонием, гарью, сопровождающейся сильным дымовыделением. У певцов "перехватывает горло", люди мучаются, вынужденно вдыхая сомнительное "благоухание".

Хотя и это еще не самое страшное. Один мой знакомый архимандрит рассказывал о первых годах своего священнослужения, и среди прочего поведал о том, как на первом его приходе, в начале девяностых годов, предшествующий ему священник, экономя на ладане церковные деньги, "кадил"… мелко нарезанными огарками парафиновых софринских свечек! Надо ли говорить, что от такого зловония даже в том большом сельском храме люди задыхались, а молодежь в церковь даже и заглянуть боялась?!! Впрочем, такой вопиющий случай пренебрежения жадного священника своими пастырскими обязанностями не остался без явного наказания Божия - спустя несколько лет этот недобросовестный настоятель, довольно еще молодой человек, скончался от сложной формы рака и так и не смог "насладиться" "сэкономленными" деньгами…

Может, подобные сорта ладана и "каждение" тем, что не должно идти в жертву Богу, и препятствует людям спокойно молиться, вызывают у них головокружение и тошноту, вместе с гарью от дешевых свечек и плохого лампадного масла "выгоняет" их из храма?...

Самый простой и естественный выход из положения - пойти в хвойный лес и набрать смолы. Еловой, сосновой, кедровой. Но тут есть загвоздка. Необходимо убрать из неё скипидар, придающий неприятный призвук в запахе при каждении. Поэтому приходится смолу либо несколько лет выдерживать, ожидая пока выветрится скипидар, либо варить, очищать от примесей. Но это надо уметь делать. Если смолу переварить, то она при этом теряет значительную часть своего первоначального приятного запаха, и становится близкой по аромату к канифоли. Кто занимался паянием, тот представляет, как пахнет горящая канифоль. Вряд ли можно назвать этот аромат лучшим из запахов, предлагаемых в жертву Богу.

Желая улучшить аромат смолы, русские люди с древности стали примешивать к ней благовонные травы и другие ароматы, например анис (ладан с анисовым ароматом нашли при раскопках Десятинной церкви в Киеве). А это уже требует сложного технологического процесса и известного искусства - если просто накидать лепестки розы в сосновую смолу, благоухания при каждении не получишь.

До революции в России ладан варить умели, сказывался многовековой опыт. На некоторых приходах сохранились еще в коллекциях священников эти удивительные образцы дореволюционного искусства ладановарения. Красивые, крупные слитки от темно-коричневого и охристого до зеленоватого и сиреневого, они удивляют своим благоуханием, передающим свежую сладость русского леса, сада, мёда, разнотравья. При этом они совсем не похожи ни на духи, ни на иную светскую парфюмерию, а лишь напоминают о неземной сладости Рая…

К сожалению, Русская Церковь, пройдя через лихолетье революционных потрясений и годы безбожной власти, утеряла многие уникальные технологии, и рецепты изготовления качественного ладана из натуральных русских компонентов также ушли в небытие. И даже если и сохранились где-то на Руси умельцы-ладановары, то о них почти ничего неизвестно и достать их ладан практически невозможно.

До 70-х годов в патриарших мастерских еще изготовляли вполне приличный русский ладан, но впоследствии и он сильно изменился в худшую сторону. Рецептура софринскими мастерами часто меняется, даже стали делать довольно неплохое подобие греческого ладана из малазийских благовоний и смол (сорта "Патриарший", "Архиерейский"), но ни старинного, ни афонского (см. ниже) качества пока им достигнуть не удается.

Попытки сварить хороший ладан, однако, предпринимаются и по сей день умельцами в монастырях на Урале и в некоторых других местах. Неплохой ладан разных сортов (особенно можно отметить "Дубовый мох", "Восточный", "Золотой", "Никольский", "Розу") делается настоятелем московского храма св. вмч. Ирины. Но все компоненты, входящие в его продукцию, импортные, да и гарь ладана, его "послевкусие", довольно неприятна.

Неизвестный изготовитель предлагает в церковном магазине на Пятницкой в Москве аккуратные кусочки ладана сортов "Хиландар", "Лесной", "Горный" с приятным, слегка кондитерским запахом и длительной гарью, впрочем, не зловонной.

Очень хороший ладан афонского типа делает в мордовском Санаксарском монастыре келейник известного почившего старца схиигумена Иеронима иеродиакон Амвросий, и братия Рязанского скита Данилова монастыря г. Москвы.

Особой редкостью был так называемый "росный ладан", "ливан", привозимый купцами из южных стран и дорого ценившийся. Это затвердевшая смола особого дерева босвелии (лат. boswellia), которое у нас часто называют ливанским кедром.

С древности эта смола используется не только для каждения, но и добавляется в мази, бальзамы и другие медицинские препараты. Впрочем, и сам аромат воскуряющегося "ливана" имеет сильное лечебное действие в ароматерапии.

Эта смола - "ливан" (олибанум) до сих пор в больших количествах ввозится в Россию и, пожалуй, является лучшим натуральным ладаном на Земле. Разного размера желтые полупрозрачные капли при сгорании дают приятный естественный сладкий аромат с четким лимонным призвуком.

Кстати сказать, то, что тогда называлось "росным ладаном" представляет собой твёрдые непрозрачные желто-бурые куски редкой бензойной смолы, с приятным ванильным ароматом, при каждении очень быстро сгорающие и моментально вызывающие… лёгкий спазм дыхательных путей. Поэтому в чистом виде росный ладан не используется, а добавляется для улучшения сложносоставных ароматов.

Олибанум растет в основном на аравийском полуострове и северо-восточной Африке и имеет много разновидностей. Есть смолы разных цветов и оттенков запаха, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно тому, что называется ладаном. Дерево Boswellia carteri производит "настоящий", "чистый" или "аравийский ладан". К остальным же видам и сортам ладана принято добавлять определение: "индийский", "иерусалимский", "африканский" и т.д. Следующее и самое близкое по запаху к нему дерево Boswellia pupurifera, растущая в Сомали и Эфиопии, дает "Сомалийский" или "Африканский ладан" иногда его еще называют "Абиссинский ладан". И, наконец, дерево, растущее в Индии и Персии Boswellia Serrata - источник "Индийского ладана".

Известна и смола более низкого качества - индонезийская "даммара" (agathis dammara), индийская "сандарака". Они очень легкие по структуре, напоминают прозрачные осколки стекла. Но при сгорании в кадиле приятный, кисловато-ванильный запах этой смолы быстро сменяется запахом гари, поэтому она не пользуется большим спросом, и тоже часто используется в ладанных смесях.

Сейчас в Москве можно приобрести оманский, сомалийский, эфиопский ладаны с ясным хвойным ароматом, ввозимый московским храмом св. мученицы Ирины по заказу Троице-Сергиевой Лавры.

Практически неизвестны в России тёмные смолы южноамериканских деревьев, не застывающие до конца, с пряным коричным ароматом. Только некоторые виды их смесей - темно-коричневый толуанский или перуанский бальзам - можно найти в Москве. Однако в чистом виде кадить им, как и росным ладаном, трудно - он не терпит сильного жара кадильных углей, быстро сгорает, выделяя сильно концентрированный, почти удушающий ванильно-коричный аромат, который доставляет приятные ощущения, лишь достаточно распространившись по храму.

Из натуральных смол необходимо также упомянуть мирру - смолу темно-коричневого цвета, которая редко используется в чистом виде (при сгорании она напоминает сливовую камедь), а добавляется в сложносоставные сорта ладана для улучшения общего запаха.

По общему признанию, больше всех в производстве настоящего ладана преуспели монахи-отшельники труднодоступных скитов и келий Святой Горы Афон, на протяжении столетий отточившие искусство изготовления ароматных, пахнущих лесом и садами, сортов ладана, совмещая ручной труд с молитвой.

На иллюстрации - изготовление ладана вручную в одном из Афонских монастырей.

Ароматизированный греческий ладан на основе ливанской смолы называется по-гречески "мосхофимиам", от слов "мосхос" - луг, и "фимиам" - ладан.

На иллюстрации - коробка ладана, сделанного в Афонском Ватопедском монастыре.

Опыт старцев оказался настолько удачным, что в подавляющем большинстве случаев изготовители ладана идут по афонскому пути и таким образом готовят ладан не только во многих монастырях Греции, но и по всему миру.

На иллюстрации - коробка ладана, сделанного в Афонском Хиландарском монастыре, который на русский манер называют Белозерка.

К сожалению, сегодня и в Греции и в России часто встречаются подделки под афонский ладан, чьи разноцветные комочки в ярких упаковках, изготовлением которого заняты заводики с курящими отнюдь не ладан, сквернословящими и неверующими сотрудниками, имеют довольно мало общего с подлинником.

Подделка ладана, между прочим - древнее искусство, оно появилось вместе с появлением ладана - как одного из ценнейших и дорогостоящих благовоний.

В первую очередь пытаются подделать внешний вид, ведь человек не имеет с собой горящего угля, чтобы проверить запах, и ему приходится полагаться только на свои глаза. Наиболее часто для подделки используют смолы хвойных деревьев: сосны или ели. Самая дешевая и никчемная подделка - "ладан", сделанный из пережженой канифоли с добавлением искусственных ароматизаторов и красителей. При этом такой "ладан" может выглядеть как самый настоящий...

Как делают церковный ладан?

Процесс изготовления мосхофимиама довольно прост технически. Олибанум измельчается в мелкий порошок, в него добавляется немного воды и благовонного масла.

На иллюстрации - нарезка готовых колбасок на кусочки в одном из Афонских монастырей.

Полученное "тесто" тщательно перемешивается, раскатывается на "колбаски", которые потом нарезаются на одинаковые кусочки. Эти кусочки обсыпаются белым порошком магнезии, чтобы они не прилипали друг к другу, и сушатся. Всё, ладан можно использовать.

На иллюстрации - сушка кусочков ладана.

Но у этого вида ладана при очевидных преимуществах есть два недостатка. Первый - для изготовления надо использовать только высококачественное масло, а не парфюмерную "химическую" композицию, которая при сгорании может выделять опасные для человека соединения.

Однако такое масло стоит очень дорого, а ладана надо много. И если раньше афониты делали сложные, держащиеся в строгом секрете, смеси из дорогих ароматических натуральных масел и специй, куда входило до 50-ти компонентов (!), то сегодня недобросовестные изготовители используют за редчайшими исключениями более дешевые парфюмерные заменители естественных ароматов из Франции и Швейцарии. Чем чревато для здоровья человека вдыхание дыма этих химических соединений - Одному Богу известно! Поэтому опыт в этом вопросе достигается путем многих проб и ошибок.

К тому же ароматизированный химическими маслами ладан быстрее теряет свой запах, выдыхается. Коробки с ним надо заворачивать в полиэтилен.

Вторая проблема - по мере того, как благовония при сгорании испаряются, остается зловонная гарь, которая тем хуже, чем хуже смолы и масла используются при изготовлении мосхофимиама.

Как разобраться в России в огромном выборе афонского ладана, если на самой Святой Горе не так легко найти достойные его виды? И от имени монастырей, и от отдельных отшельников предлагается широчайший выбор благовоний. Все утверждают высокое качество и натуральность своей продукции. Но на практике всё гораздо сложнее.

Уходят в прошлое сказания об удивительных сортах мосхофимиама, сделанного по старинным рецептам, приятный запах которых держался несколько дней в храме и келье после каждения...

На иллюстрации - коробка ладана "Большой Скит Святой Анны", сделанного в Ватопедском монастыре.

Даже простое перечисление всех известных разновидностей и сортов займёт довольно много места. Нелегко описать запах, достоинства и недостатки такого количества благовоний.

Но очевидно, что в наше время желающий вполне может найти себе в этом разнообразии что-то по душе...

Является ли ладан абсолютно безопасным?

Окуривание большим количеством настоящего ладана может действовать подобно галлюциногенам. Ладан в малом количестве содержит тот же биокатализатор, что и гашиш, - ТКГ (ТетраГидроKаннабиол - активное вещество марихуаны). Тетрагидроканнабиол воздействует на височные доли головного мозга, которые отвечают за сознание, и способствует активной выработке серотонина - "гормона радости" биокатализатора головного мозга, - в сочетании с седативным эффектом - замедляющего нервные процессы, вызывающего чувство удовлетворения и успокоения. Одновременное употребление алкоголя в малых количествах может значительно усилить биокаталитический эффект ладана.

У некоторых людей встречается аллергия не только на ладан, но вообще на любой дым и окуривание. В этом случае человек может чувствовать приступы удушья, головокружение, потерю ориентации в пространстве. Т.е. неприятие ладана вовсе не является непременным признаком порчи, подселения или одержимости. Каждение также плохо переносят астматики, по вполне понятным причинам - дым раздражает слизистую поверхность бронхов.

Самостоятельное окуривание ладаном

Церковь не воспрещает мирянам самостоятельно окуривать ладаном свои жилища. Для этого приобретаются: кадильница (специальная - для мирян), ладан, уголь.

На иллюстрации - коробка ладана из Кареи, столицы Афона.

Ладан воскуряется на древесном угле. В России предпочитают березовый древесный уголь, который, сгорая, почти не дает никаких посторонних запахов. В Греции, на Афоне для тех же целей, используют уголь, получаемый из виноградной лозы. А в Средневековой Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь.

В бытовых условиях для воскурения ладана иногда используют обычную электрическую лампочку. Для этого на ее стеклянную колбу кладут колечко и в него уже помещают кусочек ладана, это делается для того, чтобы растопленная смола не попала в электрический патрон. Но, конечно, правильнее и безопаснее использовать уголь и кадильницу.

Еще Авиценна советовал употреблять ладан для оздоровления воздуха. Но предупреждал, что в чрезмерных количествах он может вызвать головную боль.

Изгоняет ли каждение ладаном злых духов?

- "Ой, знаете, а я совсем не могу в храм ходить!" - взволнованно жалуется женщина лет 30-ти, - "Я от запаха ладана сразу в обморок падаю. Как до меня кадильный дым доходит - сразу плохо становится!

(Здесь и далее в подглаве - фрагмент статьи Игумена Силуана)

Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна прихожанка торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: "Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!"

Но во всех ли ситуациях подобного рода требуется отчитка (лат. экзорцизм), т.е. сложная (и далеко не всегда одобряемая священноначалием Русской Православной Церкви ввиду появления самозваных экзорцистов и целителей) процедура изгнания из одержимого диаволом человека, мучащего его злого духа?

Конечно, в Церкви хорошо известны случаи одержимости человека бесами, ставящие в недоумение секулярную психиатрию, но может быть, иногда причина плохого самочувствия человека в храме кроется в чем-то другом? Например, это может быть простая реакция непривыкшего организма на духоту и тяжелый запах в храме..."

Заключение

Из материалов статьи читателю уже, вероятно, стало ясно, что каждение - каждению рознь. К тому же не всякий ладан вообще таковым является. Кроме того, немаловажен даже тот факт, кто делал благовония, кто их доставил... И даже - кто кадит...

Ответ на вопрос "боится ли черт ладана", как видите, совсем не так однозначен, как это представляется на первый взгляд.

Известный средневековый медик и оккультист Парацельс утверждал, что в нечистых руках "запах ладана может скорее привлечь, нежели изгнать злых духов. В полной мере действенной против всех злых духов силой является воля".

Материалы, использованные при подготовке статьи

1. Игумен Силуан (Туманов Александр Александрович), настоятель Свято-Предтеченского храма РПЦ МП г. Саранска, Республика Мордовия
2. Сайт www.treeland.ru
3. Москалев С.Э. "Наука и Религия" 1995 №8
4. Статья "Афонский ладан" - Генеральный директор группы компаний "Русский Афон" Л.Л.Ежов

Прочие авторы, обнарувшие в статье-сборнике свои материалы, могут написать на адрес администратора, который проставит все ссылки.

Москва, 23 Февраля 2012 г.
© Суханов Валерий Юрьевич

Перейти к содержанию


Козлов Олег Львович и Суханов Валерий Юрьевич
Снятие оккультного негатива - сглаза, порчи, проклятия и прочего. Целительство.
© 2005 - 2017. Все материалы сайта являются авторскими. 18+
Яндекс.Метрика